Наблюдаем признаки ранней и поздней весны с ребенком

Дети дошкольного возраста проявляют особый интерес к окружающей природе, ее элементам и явлениям. Домашние уроки на тему «Времена года» должны научить ребенка различать характерные признаки весны, лета, осени, зимы. Хорошо, если занятия будут базироваться на совместных наблюдениях и наглядном закреплении материала.

Весенние перемены

Весна – время года, похожее на раннее утро. Природа пробуждается от зимнего сна. Солнечные лучи начинают прогревать замерзшую землю. Все вокруг оживает, наполняя воздух веселым звучанием.

Еще дают о себе знать последние морозы, но уже можно отметить три первых признака наступающей весны:

Признак Описание
Таяние снега Дни становятся немного теплее, и лежащий на обочинах снег начинает оседать. Его верхний слой твердеет, образуя плотную наледь. Талый снег приобретает сероватый оттенок и постепенно превращается в ручейки.
Звон капели Одновременно с сугробами начинают оттаивать сосульки. Капельки воды, падающие с крыш, звенят, разбиваясь об асфальт и образуя многочисленные лужицы.
Переменчивость погоды Ранней весной погода часто меняется. Зима не спешит отступать, за окном часто можно увидеть снег или дождь. Возможны заморозки. Однако солнце появляется все чаще, и на смену холодам приходят более теплые дни. Постепенно их становится все больше.

Изменения в живой природе

Началу весны радуются растения, животные, птицы, насекомые. Интересно понаблюдать, как представители живой природы реагируют на весенние перемены.

Растения

Под действием солнечного тепла и света начинает просыпаться весь растительный мир. Почва становится теплой и влажной – это благоприятные условия для развития растений.  Питательные вещества, накопленные в корнях, перемещаются в «вершки».

В это время наблюдаются такие процессы:

  • появление ранней травы;
  • прорастание первоцветов (подснежников);
  • набухание почек на деревьях и кустарниках;
  • пробивание зеленых листочков;
  • цветение растений.
Читайте также:  Артикуляционные упражнения для звука Р

Животные

С наступлением весны дикие звери начинают проявлять повышенную активность. Это связано с потеплением и обнаружением в лесной среде достаточного количества корма.

Весенний период жизни четвероногих характеризуют такие явления:

  • пробуждение животных, впадающих в зимнюю спячку (медведей, барсуков, ежей);
  • рождение детенышей (зайчат, бельчат, лисят, волчат) и вскармливание их молоком;
  • активное добывание «взрослой» пищи: травы, молодых побегов, коры деревьев, насекомых;
  • линька – смена густой зимней шерсти на более редкую, у некоторых животных (таких как заяц, белка, песец, горностай, ласка) сопровождается изменением цвета;
  • у рогатых представителей (лосей, косуль) – отрастание новой пары рогов.

Птицы

В среде пернатых также можно наблюдать существенные перемены:

  • возвращение перелетных птиц (грачей, скворцов, жаворонков, чибисов, ласточек, кукушек, стрижей, аистов);
  • сооружение гнезд;
  • высиживание яиц и вскармливание птенцов;
  • смена оперения у некоторых разновидностей (например, у куропаток белый перьевой покров заменяется буро-серым);
  • радостное птичье пение с раннего утра до самого вечера.

Насекомые

С приходом весеннего тепла появляются первые насекомые. Раньше всех просыпаются мухи, комары, бабочки. В скором времени можно заметить пчел и шмелей, собирающих с молодых цветков сладкий нектар. В разгар сезона появляются божьи коровки, готовые защищать растения от вредных насекомых. Когда же станет совсем тепло, в парках и скверах можно увидеть настоящего майского жука.

Весна в картинках

Для закрепления полученных ребенком знаний стоит воспользоваться иллюстрациями на тему «Вот весна какая!».

Подручным материалом могут служить:

  • тематические рисунки;
  • разрезные картинки;
  • карточки с изображениями по теме.

На иллюстрациях могут быть представлены:

  • весенние цветы;
  • перелетные птицы;
  • насекомые;
  • сюжеты из жизни животных в весенний период.

Можно предложить ребенку нарисовать весну так, как он ее представляет, а затем вместе с ним обсудить детали рисунка. Будет уместным разучить с малышом несколько коротких стихотворений по теме, после чего подобрать к ним подходящие изображения. Иллюстрации в виде аппликаций можно сделать своими руками, воспользовавшись разрезными картинками. Хорошо заранее подготовить загадки о весне вместе с разгадками, изображенными на небольших карточках.

Читайте также:  Как поставить звук [ж], занимаясь с ребенком в домашних условиях

Познавательные способности детей максимально раскрываются при использовании наглядных материалов, особенно если серьезный урок проводится в легкой игровой форме.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Зыбин Максим Александрович/ автор статьи

Профессиональный медицинский стаж более 12 лет.
Врач высшей категории.
Эксперт статей на сайте: Ds45-Teremok.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинские советы о методах диагностики, способах лечения и профилактики заболеваний