Как поставить звук [ж], занимаясь с ребенком в домашних условиях

Звук [ж] относится к группе шипящих и является озвонченным вариантом [ш], поэтому и начинать постановку нужно именно с [ш]. В большинстве случаев научить ребенка говорить букву Ж не представляет большой сложности, хоть она непроста по своей артикуляции и не всегда сразу дается детям. Для этого нужны регулярные упражнения, терпение и обоюдное желание ребенка и взрослого.

Причины

Проблемы с правильным произношением звука [ж] могут быть вызваны самыми разными причинами:

  • ребенок подражает кому-то из своего окружения, имеющему такой дефект речи (сюда же можно отнести чрезмерное сюсюканье с малышом);
  • сформировался неправильный прикус из-за слишком долгого использования соски или по другим причинам;
  • у ребенка диагностированы другие физиологические нарушения речевого аппарата;
  • в семье напряженная психологическая атмосфера;
  • у малыша имеются проблемы с органами слуха.

Если не получается научить ребенка выговаривать звук [ж] в домашних условиях, необходимо обратиться к специалисту, который установит точную причину и предложит пути решения.

Обратите внимание на то, как малыш произносит свистящие звуки: если они выговариваются хорошо, значит, и с шипящими скоро все наладится.

Упражнения

При отсутствии перечисленных физиологических и психологических нарушений, научить малыша «жужжать» можно с помощью логопедических занятий, включающих два основных этапа: непосредственно постановка звука и его автоматизация, то есть внедрение в речь.

Ставим звук

Прежде чем приступить к специальным упражнениям, речевой аппарат малыша необходимо размять с помощью артикуляционной гимнастики. На первый взгляд, она никак не связана с произнесением звука [ж] (а произносим мы именно звук, а не букву), но каждый логопед подтвердит, что этот этап необходим.

  1. «Улыбнись!». Это упражнение выполняется в двух вариантах: с закрытым и приоткрытым ртом. В первом случае нужно попросить ребенка улыбнуться так широко, как он сможет, но при этом не показывать зубки. Второй вариант часто называют «заборчиком», так как он предполагает демонстрирование в улыбке и верхних, и нижних зубов. Обе позиции нужно фиксировать на 5 секунд.

  2. «Дудочка». Дети любят изображать разные музыкальные инструменты, и это упражнение им понравится. Губы нужно старательно вытянуть трубочкой и подудеть в нее, «наиграв» любую мелодию, которая придет в голову. «Дудочку» рекомендуется чередовать с вариациями предыдущего упражнения.

  3. «У зубного». Нужно раскрыть рот как можно шире, будто в кресле у стоматолога, и подержать в таком состоянии 5 секунд.
  4. «Чистим зубки». Стоматолог вылечил все зубки, и теперь их нужно чистить, чтобы снова не заболели: провести языком по внешней и внутренней поверхности верхних и нижних зубов.

  5. «Варенье». Язык нужно просунуть между сжатыми губами и загибать его кончик попеременно вверх и вниз, словно слизывая с них варенье.

Не случайно занятия начинаются с упражнения «Улыбнись!» — оно помогает задать нужный тон сеансу и повышает настроение малыша.

Чтобы поставить звук ж, нужно задействовать:

  • язык;
  • губы;
  • нёбо;
  • голосовые связки.

В первую очередь нужно убедиться, что ребенок понимает, как именно нужно использовать все эти элементы, чтобы добиться желаемого. В этом поможет большое зеркало, напротив которого нужно сесть вместе с ребенком и показать ему пример. Иногда одного этого бывает достаточно.

Если это не помогло, то можно прибегнуть к одному из следующих логопедических приемов:

  1. Использовать в качестве базы свистящие звуки при условии, что малыш уже умеет выговаривать букву, а вернее звук [з]. Для этого нужно попросить его набрать побольше воздуха и затянуть [з], постепенно поднимая кончик языка к верхним зубам, пока не получится [ж].
  2. Еще проще отталкиваться от звука [т], который почти все дети произносят хорошо чуть ли не с пеленок. Язык при произнесении этого звука уже находится в нужной позиции, и малышу достаточно будет поплотнее сжать зубы и поэкспериментировать, протягивая «тз-з-з», пока он не нащупает [ж].

В редких случаях ребенок, стараясь сымитировать шипящие звуки, начинает произносить их, прижимая кончик языка не к верхним, а к нижним зубам. Если у него это получается хорошо — не нужно стремиться его переучить. Главное, чтобы качество речи от этого не пострадало.

Автоматизируем звук

Добиться чистого звучания желаемого звука — это немало, но недостаточно. Теперь нужно научить ребенка использовать этот звук в речи. В этом помогут многократные повторения чистоговорок, стихов, просто слов, в которых присутствует буква Ж, — здесь все зависит от фантазии родителей.

  • Предложите ребенку «уменьшить» слова с помощью буквы Ж: пирог — пирожок, творог — творожок, берег — бережок.
  • Поиграйте в игру, где нужно придумывать предложения из слов, в каждом из которых есть буква Ж: желтый жук побежал жевать желе.
  • Подберите комплект ярких картинок с изображениями предметов, в названиях которых есть Ж, причем не только в начале, но и в середине, и в конце слов. Попросите малыша отчетливо называть их.

Дополнительные упражнения

В качестве вспомогательного средства педиатры, логопеды и психологи рекомендуют как можно больше внимания уделять развитию мелкой моторики, так как она напрямую связана с речевой функцией. Эта связь не всегда очевидна для родителей, но достоверно установлена наукой.

Играя с конструктором, шнуровками, собирая мозаику, помогая маме перебрать гречку или рис, ребенок тренирует свои сенсомоторные навыки, стимулируя работу важных отделов головного мозга, в том числе и отвечающих за речь. Немалую пользу принесут малышу пальчиковые игры — их специалисты рекомендуют практиковать с самого раннего возраста. В любом возрасте чрезвычайно полезны в этом отношении занятия лепкой и игры с песком.

Если ваша дочь любит куклы, дарите ей длинноволосых, чтобы можно было заплетать косы. А если у вас мальчик, не запрещайте ему разбирать машинки на маленькие кусочки, чтобы посмотреть, как они устроены.

Любая познавательная деятельность, связанная с собиранием и разбиранием целого на составные части, взаимодействием с мелкими деталями (до трех — только под присмотром родителей), дает активно работающему мозгу бесценный опыт, отражающийся на речевой функции и общем развитии ребенка.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Аватар
Зыбин Максим Александрович/ автор статьи

Профессиональный медицинский стаж более 12 лет.
Врач высшей категории.
Эксперт статей на сайте: Ds45-Teremok.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинские советы о методах диагностики, способах лечения и профилактики заболеваний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: