Занятия пескотерапией с детьми: показания и результаты

Игры с песком привычны каждому. Кто из нас не возился с куличиками в песочнице на игровой площадке во дворе? А между тем, это не просто игры. В психологии существует специальное направление коррекционной работы с использованием песка, которое так и называется: пескотерапия. Чем она хороша для детей?

Что такое пескотерапия?

Этот метод – один из самых популярных среди многих методов арт-терапии (то есть, психологической коррекции, основанной на применении творчества, искусства), таких, как сказкотерапия, музыкотерапия и другие. Специально организованная работа с песком позволяет воздействовать на психику ребенка при помощи визуализации его комплексов, страхов, переживаний, его внутреннего мира в целом.

Метод заключается в произвольных действиях, которые ребенок производит с мелким очищенным песком, различными маленькими предметами или фигурками, а также водой. Психологами доказано, что все, изображаемое ребенком на песке или с его помощью, напрямую связано с подсознанием, а значит, проецируется в создаваемые образы. Весь накопленный негатив, все психологические зажимы, обиды или другие негативные чувства выплескиваются в этих образах.

Пескотерапия позволяет психологам и психотерапевтам:

  • диагностировать различные отклонения состояния личности, выявлять психотравмирующие факторы или ситуации, причины неадекватного поведения ребенка;
  • устанавливать контакт с замкнутым ребенком, особенно, если это вызвано психическими отклонениями (например, аутизмом);
  • снижать эмоциональную неустойчивость, снимать повышенную тревожность, стрессы, напряжение;
  • корректировать состояние детей с ЗПР, ЗРР, дефектами речи;
  • способствовать социализации детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • помогать ребенку развиваться в гармонии с собой.

Работа с песком может строиться в виде различных игр:

  • развивающих (счет, чтение, письмо);
  • фонематических (с отработкой произношения отдельных звуков);
  • коррекционных (ребенок иллюстрирует, воссоздает свои переживания или страхи);
  • проекционных (ребенок выбирает фигурку-себя, а затем создает вокруг нее свой мир);
  • семейных (в играх участвуют также родители).

Что дает пескотерапия детям?

Работа с мелким сыпучим песком весьма полезна. Прежде всего, она помогает успокаиваться, снимать напряжение, расслабляться. Такие занятия учат ребенка познавать не только окружающий, внешний мир, но и свой, внутренний: учиться самоконтролю, саморегуляции, обретать уверенность в себе, повышать самооценку. Ведь в этом песочном мире он – хозяин, творец. Он властен создавать, изменять, преодолевать. Властен сделать так, чтобы конкретное добро в этом его мире (а значит в подсознании) победило конкретное зло.

Помимо этого, игры с песком способствуют интеллектуальному развитию (тренируют логическое и образное мышление, память, сенсомоторное восприятие, речь, воображение), развивают мелкую моторику, тактильную чувствительность, координацию, глазомер, чувство пространства.

Когда можно и нельзя заниматься пескотерапией?

Возиться в песке, получая от этого удовольствие, карапузы могут начать еще до года. Но целенаправленно моделировать свой внутренний мир на песочной поверхности малыш сможет примерно после 2 лет. Даже если у него нет выраженных психологических проблем, пескотерапия будет способствовать его речевому, эмоциональному и интеллектуальному развитию (поскольку песок стимулирует нервные окончания пальцев и ладоней, что заставляет нервные рецепторы разных отделов мозга активнее работать). Поэтому по данной методике зачастую проводятся занятия в детских садах – как обычных, так и коррекционных.

Работу с песком любят не только дети, но также подростки и даже взрослые, так что верхнего возрастного предела здесь не существует.

Однако есть ряд состояний и заболеваний, при которых пескотерапия противопоказана:

  • аллергическая реакция на песок и пыль, тяжелая форма бронхиальной астмы;
  • синдром навязчивых движений (обширные тики), при котором частые непроизвольные движения конечностей мешают творчеству, нервируют ребенка;
  • туберкулез;
  • эпилепсия с частыми приступами, судорогами, потерей сознания;
  • тяжелые формы умственной отсталости, другие состояния, сопровождающиеся неспособностью взаимодействия с людьми или предметами.

Как проходят занятия?

Для занятий пескотерапией необходимо специальное оборудование, которое можно приобрести (но стоимость его довольно высока) или сделать самостоятельно. Это деревянный или пластиковый ящик с размерами 500:700: 80 мм, с голубыми бортиками и синим дном, песок мелкой фракции желтого или белого цвета, вода, а также наборы всевозможных фигурок:

  • людей;
  • сооружения;
  • разные виды транспорта;
  • дикие и домашние животные, птицы;
  • морские жители;
  • природные материалы (плоды, семена, листья, травы, шишки, камешки, ракушки);
  • мебель и посуду;
  • религиозные символы;
  • технические детали (гайки, шурупы, болты);
  • символы найденных кладов, богатства и ценностей (стеклянные «драгоценности», сундучки, шкатулки, бусины);
  • буквы, цифры;
  • продукты;
  • растения;
  • насекомые;
  • динозавры;
  • небесные тела;
  • предметы городской среды (мосты, дорожные знаки, ворота, заборы, памятники);
  • орудия труда;
  • музыкальные инструменты;
  • оружие;
  • монеты;
  • пуговицы, ткань и т.д.

То есть в этот набор по возможности должны входить предметы, позволяющие создать реальный мир во всех деталях.

Собирая такой набор самостоятельно, постарайтесь сделать его как можно более разнообразным, чтобы у ребенка был максимально возможный выбор фигурок и предметов.

В начале занятия ребенку разъясняют, что песок – это земля, синее дно – вода, голубой бортик сверху – небо. Теперь малышу нужно выбрать предметы из имеющейся коллекции, чтобы приступить к созданию своих миров, планет, сказок, в которых он обязательно выплеснет все, что его тревожит. На этом этапе важно выяснить, почему он выбрал именно эти предметы, почему вместо людей у него собаки или танки, почему все предметы серого цвета, зачем ему эта шишка, перо или камешек. По этим предметам можно судить о психологическом состоянии тестируемого в данный момент его жизни.

В процессе творчества взрослый тактично расспрашивает у юного творца, что и почему он делает: зачем закопал ножичек, почему кошка у него живет в воде, а тигр ест яблоко, и т. д. Все эти моменты также помогают понять переживания и мировоззрение ребенка, выявить скрытые страхи, пережитые стрессы.

При этом важно обратить его внимание на то, что нельзя просыпать песок, ломать или разбрасывать фигурки. А после окончания занятия пусть расставит или сложит все предметы по местам.

Такие игры можно проводить и дома. Если нет уверенности в своих силах, можно посмотреть видео мастер-классов по песочной терапии.

Важно все время поддерживать с ребенком речевой контакт, задавать вопросы, просить объяснений и комментариев. Кроме того, для первичного выявления скрытых проблем большое значение имеет правильная интерпретация полученного результата.

Что должно насторожить родителей на этом «холсте» и почему?

  • Замки или засовы на домах, высокие плотные заборы, толстые стены, особенно, если за ними спрятана «я-фигурка». Это сигнал о чувстве незащищенности, боязни, о потребности в защите.
  • Беспорядок, хаотичное, бессюжетное расположение фигур, знаков, символов. Это значит, что в душе ребенка тоже царят смятение и неразбериха.
  • Много нарисованных кругов. Ребенка заело однообразие, он хочет каких-то значимых перемен, ему не хватает любви и заботы.
  • На песке нет человеческих фигурок (хотя в наборе они есть) – отчуждение от людей, страх, боль и обида.
  • Острые углы, стрелы, искры, ломаные и рваные линии. Ребенок переживает сильный гнев, чувство ревности (к новорожденному, отчиму). Такие знаки говорят о сильном внутреннем конфликте.
  • Спиральные линии. У ребенка накопилась усталость, ему не хватает общения (в первую очередь, с близкими людьми). Возможно, его мучают кошмары.

В случае любых сомнений или появлении других линий или знаков, которые показались настораживающими, стоит обратиться за консультацией к профессиональному детскому психологу. Возможно, проблема куда серьезнее, чем кажется.

Пескотерапия – весьма действенный метод коррекции эмоционального и психического состояния детей, релаксации и саморегулирования. Поэтому заниматься ей можно не только деткам с показаниями. Песок приносит радость абсолютно всем. И родителям – в том числе. Совместные игры в домашней песочнице только укрепят моральный микроклимат семьи.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Аватар
Зыбин Максим Александрович/ автор статьи

Профессиональный медицинский стаж более 12 лет.
Врач высшей категории.
Эксперт статей на сайте: Ds45-Teremok.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинские советы о методах диагностики, способах лечения и профилактики заболеваний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: