Задания для дошкольников на изучение буквы Ы

Изучение буквы Ы предполагает организованные задания для дошкольников, способствующие быстрому визуальному запоминанию, закреплению и идентификации среди других символов. В этом возрасте восприятие, обработка графических изображений и абстрактной информации происходит за счет наглядно-действенного типа мышления, поэтому основными методами знакомства малышей с азбукой будут игровые ситуации.

Обучайте чтению в игре! Крохе не будет скучно и трудно. Увлекательная, понятная форма занятий создаст благоприятный эмоциональный фон, положительную установку на успех, поможет быстро осваивать материал.

Изучение азбуки тактильно и в действии

Детям легче принимать новую информацию, когда она демонстрируется наглядно и в действии. Эффективное запоминание литер происходит в тактильных упражнениях и в заданиях образного их изображения. Юный ученик быстро вовлечется в процесс обучения, для него это будет интересная и посильная игра. Упражнения могут дополняться любыми творческими интерпретациями в соответствии с педагогической задачей и индивидуальными особенностями ребенка.

Тактильные упражнения

Запоминание устного материала может стать для дошкольника трудным испытанием, если опираться только на слуховую или зрительную информацию. Если задействовать в изучении азбуки еще и тактильные ощущения, то можно получить дополнительный канал восприятия информации. Ребенку проще получать и усваивать информацию о предмете, если он его ощущает, изучает пальчиками.

Ориентировочный список тактильных упражнений:

  1. «шершавые согласные и бархатные гласные»: вырезанные из шершавой и бархатной бумаги буквы, которые на ощупь с закрытыми глазами малыш будет узнавать, различать, называть;
  2. рисование пальцами на песке или манке;
  3. объемные буквы: тканевые (из фетра), мягкие пазлы, деревянные вкладыши;
  4. тактильная проекция: взрослый рисует контур буквы на ладони малыша или спине, а он угадывает и воспроизводит на бумаге№
  5. обведение пальцами букв на карточках.

Образное изображение

Азбука успешно запоминается в процессе непосредственных игровых действий с ней. Развивающим и обучающим эффектом в этом возрасте обладают изобразительные методы конструирования и воссоздания образов реального мира своими руками. Образное изображение литеры позволяет запоминать элементы, из которых она состоит, их пространственное расположение.

Упражнения на изображение графического образа «Ы»:

  1. пластилиновый конструктор – лепка по образцу из пластилиновых линий, кружков, полукругов, других деталей;
  2. изображение счетными палочками, маленькими кубиками или другими мелкими предметами (пуговицами, фасолью);
  3. штриховка;
  4. рисование пальчиковыми красками;
  5. выкладывание гвоздков или кнопочек на полотне мозаики;
  6. приклеивание ниточек по контуру;
  7. ассоциации: сравнение и рисование образов букв в виде предметов окружающего мира.

Такое «прощупывание» литеры, практическое создание всех ее графических деталей, складывающихся в цельный облик, позволяет легко выучить и запомнить ее визуальную конструкцию и особенности написания.

Азбука в стихах, участие ассоциативного мышления

В процессе изучения алфавита важна не только игра, но и творческий подход. Чем больше ассоциативных связей взрослый создаст в памяти ребенка, тем меньше времени, усилий потребуется ему на запоминание. Разминкой перед занятием могут стать задорные простые двустишья детских поэтов:

Читайте также:  Как с помощью игр можно развивать ребенка в 1 год?

Бегемот разинул рот Булку просит бегемот.

Кот ловил мышей и крыс, Кролик лист капустный грыз.

Часовщик прищурил глаз: Чинит часики для нас.

(Самуил Маршак).

Для того чтобы все ассоциативные связи сохранялись, нужно ежедневно повторять выученные буквы, закрепляя их в разнообразных дидактических играх.

При этом важно помнить, что поэтическая азбука для дошкольников не должна использоваться как самостоятельный метод: это может сформировать ложные замены, когда вместо буквы будет называться только образ (например, кот вместо «К»).

Методические приемы для запоминания буквы Ы

Главная задача на этапе знакомства с буквой Ы – запечатлеть в памяти графический образ, научить распознавать его, соотносить со звуком [ы]. Сначала малышу необходимо запомнить пространственную конфигурацию, затем закрепить, регулярно повторяя на последующих занятиях.

Методы запоминания буквы Ы не будут отличаться от тех, что использовались при изучении других гласных звуков. Классическими приемами запоминания можно воспользоваться и здесь.

  • Графический анализ (определение частей, из которых состоит буква Ы: две палочки, полукруг).
  • Визуальное сравнение с другими литерами (И, Ь, Ъ: чем схожи и чем отличаются).
  • Мнемонические приемы: на что похожа?
  • Поиск буквы: в картинках, текстах, цепочках, домиках.
  • Воспроизведение образа тактильными, изобразительными способами.
  • Прописывание, печатание, обводка шаблонов буквы Ы.
  • Фонематическое вычленение слов с [ы] из устного текста.

Положительные результаты ожидаются при сочетании разных приемов. Малыш должен видеть, слышать, ощупывать букву. Задействовав несколько органов чувств, взрослый помогает усваивать информацию быстро, интересно, легко. При таком комплексном подходе развивается креативность мышления дошкольника, позволяющая узнавать символы в усложненных модификациях: перевернутыми, в зеркальном виде, недорисованными.

Дидактические игры с буквой Ы, задания с иллюстрациями

В выборе обучающего материала для малыша нужно ориентироваться на его навыки, знания, индивидуальные особенности и способность к восприятию того или иного вида информации. Например, если в силу возраста кроха не умеет и не желает рисовать по пунктиру, логичнее будет предложить ему вылепить литеру из пластилина или теста. Если юный ученик слишком активен и неусидчив, вместо раздаточных заданий на листках выбирайте активные игры с кубиками, пазлами, вкладышами.

Актуализация знаний, повторение азбуки:

  • предложите малышу по картинке назвать знакомые буквы – на что они похожи?;
  • подготовьте «Мешочек с азбукой» с шершавыми и бархатными буквами, в котором кроха с закрытыми глазами будет находить знакомые символы, ощупывать, угадывать их.
Читайте также:  Изучаем геометрические фигуры с детьми 3 – 4 лет

Знакомство с буквой Ы, гласным звуком [ы]:

  • покажите элементы, из которых состоит «Ы» (две палочки, полукруг), закрепите ее структуру в одном из тактильных упражнений, что сможет заинтересовать ребенка;
  • продемонстрируйте, как можно протяжно петь звук [ы], спойте вместе с мишуткой: «Ы-ы-ы-ы». Покажите перед зеркалом правильную артикуляцию звука, при которой поток воздуха выходит свободно, без препятствий.

Объяснение главной особенности буквы:

  • расскажите о том, что на букву Ы не начинаются слова: ее место в середине либо в конце слова. Воспользуйтесь кубиками или магнитной азбукой, чтобы выложить маленькие слова, наглядно продемонстрировать сказанное.
  • прочтите стихотворения, которые помогут запомнить слова с Ы:

Я не знаю, в чем секрет, Слов на эту букву нет, Только буквЫ все важнЫ, МЫ запомним букву Ы.

Буква «Ы» — у нас в улыбке, В мыле, сыре, даже в рыбке.

  • предложите ученику прочитать слова с «Ы», выделяя ее голосом: сЫр, мЫшь, дЫм, грибЫ, камЫш, весЫ, цветЫ, мЫло.

Если ребенку трудно выполнять какое-то задание, начните делать упражнение вместе с ним, действуя по закону «зоны ближайшего развития»: сегодня он делает что-то с вашей помощью, а завтра научится сам.

Закрепление «Ы» в обучающих заданиях:

  • покажите, как правильно написать букву, соединяя точки по образцу; обратите внимание дошкольника на движение ручки по направлению стрелок: сверху вниз;

  • попросите обвести кружком все правильные буквы, обращая внимание на то, что зеркальное и перевернутое написание тоже является неверным;

  • покажите в рисунках, на что похожа «Ы»: на кота с пушистым хвостом, на старика с палочкой, на топор с поленом, на толстого и худого мужчин. Попросите малыша подобрать свои ассоциации к букве – на что она еще похожа?

Можно использовать двигательные упражнения для выплеска непоседами своей энергии и запоминания новой буквы.

  • «Топаем ногами». Прочитайте звуки, затем слоги. Как только ребенок услышит звук [ы], пусть топнет ногой.

  • «Бедная «Ы». Сделайте вместе зарядку, сопровождая стихотворение соответствующими действиями.

Образное изображение буквы Ы:

  • предложите юному исследователю порисовать на песке, изображая «Ы»;
  • создайте вместе «Пуговичную букву», выложив пуговками по контуру элементы символа.

В процессе выполнения заданий важно сохранять игровую непринужденную атмосферу. По итогу изучения буквы Ы малыш должен запомнить, что ее можно пропеть (гласный звук), с нее не начинается ни одно слово, она состоит из трех элементов, а также усвоить ее правильное написание. Короткие занятия с дошкольником необходимо проводить ежедневно, мотивируя его на дальнейшее овладение чтением.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Зыбин Максим Александрович/ автор статьи

Профессиональный медицинский стаж более 12 лет.
Врач высшей категории.
Эксперт статей на сайте: Ds45-Teremok.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинские советы о методах диагностики, способах лечения и профилактики заболеваний