Пробудиться с утра и зарядиться энергией на весь день для маленького организма не менее важно, чем для взрослого. Помочь в этом может обычная зарядка. Если приучить к ней ребенка, то ежедневные занятия обязательно принесут свои плоды. Но родителям важно знать, какой должна быть правильная утренняя гимнастика для детей.
Полезная привычка
Польза от такой привычки очевидна. И это не только понятное каждому пробуждение организма. Утренняя гимнастика для детей полезна еще и тем, что:
- дает прилив бодрости и энергии;
- укрепляет иммунитет;
- укрепляет опорно-двигательный аппарат;
- формирует правильный режим дня;
- развивает упорство;
- повышает аппетит;
- улучшает сон;
- укрепляет суставы и связки;
- улучшает кровообращение;
- нормализует обмен веществ;
- улучшает настроение и общее самочувствие;
- способствует улучшению успеваемости у школьников;
- способствует развитию лидерских качеств;
- повышает выносливость;
- вырабатывает организованность, ответственность;
- помогает выработать правильное дыхание, что способствует улучшению питания мозга кислородом;
- улучшает память и концентрацию внимания.
При этом важно помнить, что утренняя гимнастика – это способ включить организм с утра, а ни в коем случае не полноценная физическая тренировка с большими нагрузками. Все упражнения ребенок должен выполнять легко, при этом комфортно себя чувствовать и получать удовольствие от движения. Зарядка дошкольников должна бодрить, а не изматывать их в начале дня.
Начинать занятия можно уже примерно с 2 лет, с самых простых упражнений небольшой продолжительности. Постепенно, по мере роста ребенка, их необходимо усложнять в соответствии с уровнем его развития.
В возрасте 4–5 лет к этим упражнениям можно добавлять еще более сложные или постепенно заменять простые движения усложненными по мере развития двигательной координации малыша. Например:
- Ходьба на корточках, на прямых руках и ногах (с опорой на ладони и стопы), животом вверх (присесть на корточки, ладонями упереться сзади и начать движение).
- Вращение тазом в положении стоя.
- Стоя на четвереньках, вытягивать противоположные руку и ногу.
- Сидя на полу, поднять вытянутые ноги под 45 градусов, сгибать и разгибать их.
- «Березка» стойка на лопатках (2 раза по 3–4 секунды).
- «Корзиночка», или «Лодочка» лежа на животе, обхватить ноги за лодыжки и прогнуться, оторвав от пола колени и плечи.
Для дошкольников 5–6 лет упражнения могут быть еще более «сложносоставными», объединяющими несколько движений. Да и сами движения усложняются, поскольку сейчас ребенок уже способен прекрасно координировать свои действия:
- Ходьба на пятках и носочках.
- Махи прямыми ногами поочередно.
- Наклоны вперед за обручем (наклониться – выдох, поднять обруч вверх – вдох, опустить обруч – выдох, подняться – вдох).
- Пружинящие наклоны вперед с вытянутыми руками.
- Стоя на полу на коленях, садиться на пятки (руки при этом на поясе).
- Прыжки на месте, можно со скрещиванием ног, около 20 секунд.
- Стоя на коленях, держать палку горизонтально за спиной и, прогибаясь назад, на выдохе доставать палкой до пяток.
- Отжимания (сначала от стены, позже – от пола).
- Прыгать боком вдоль лежащей на полу палки, перескакивая то на одну, то на другую сторону.
Из предложенных упражнений можно составлять комплексы, в которых будут присутствовать ходьба, прыжки, бег, махи руками, головой.
Начинать утреннюю гимнастику лучше с ходьбы, а заканчивать упражнениями на растяжку (например, глубокие наклоны вперед с удерживанием положения на пару секунд).
Подбирая упражнения для утренней гимнастики в соответствии с возрастом и физической формой ребенка, облекая их в игровую форму, сопровождая подходящей музыкой, родители не только формируют полезную общеукрепляющую привычку, но и постепенно приучают ребенка к здоровому образу жизни. В его формировании должны присутствовать занятия спортом, закаливание, правильное питание. Но все это будет бессмысленным и безрезультативным, если малыш не будет постоянно видеть перед собой соответствующий пример родителей.