Упражнения для развития речи в дошкольном возрасте, советы и рекомендации родителям

Заботливые родители с первых месяцев жизни малыша стремятся к тому, чтобы он развивался в соответствии со своим возрастом. Важнейшее значение имеет развитие внятной и выразительной речи у детей дошкольного возраста. Без этого станет проблематичной полноценная взрослая жизнь. Каждый ребенок является личностью с индивидуальным путем развития. Кто-то в 2 года может произнести всего пару слов, другие дети говорят более активно. Сложно в столь юном возрасте говорить о каких-либо стандартах, правилах, но все же есть определенный набор речевых умений, которыми должны обладать малыши того или иного возраста.

Этапы развития речи

Процесс формирования и развития речи человека является длительным и включает в себя несколько этапов.

Согласно подходу знаменитого психолога Алексея Леонтьева выделяют следующие стадии.

  1. Подготовительный этап – от рождения до года. Этап неоднороден, в нем принято выделять три периода: крик (первые недели после рождения), при помощи которого младенец дает понять, что нуждается в чем-либо; гуление (до полугода), представляющее собой воспроизведение ребенком определенных звуков; лепет (до 12 месяцев), когда малыш произносит свои первые слоги. Многие дети в год уже умеют говорить «мама».
  2. Преддошкольный. Его рамки – 1-3 года, но начало этапа связано не с конкретным возрастом, а с моментом произнесения малышом первых слов. Чаще всего эти слова понятны только родителям малыша, поскольку носят очень обобщенный характер. Начиная с возраста 1,5 лет речь ребенка становится более развитой, слов становится больше (хотя некоторые из них малыш слегка видоизменяет, делая более удобными для произнесения), в ней появляются простейшие предложения («Уля кися» – у Ули есть кошка). У трехлеток в речи уже звучат вопросы, предложения становятся более сложными и доступными для понимания.
  3. Дошкольный этап соотносится с возрастом 3-7 лет. Речь малыша становится более развитой, в ней появляется большое количество слов. С 5 лет дети начинают строить сложные распространенные предложения, формулировать свои мысли в форме связного текста.

Как видим, процесс развития речи довольно сложен, поэтому родителям и малышам предстоит вместе пройти непростой путь. От взрослых требуется проявить терпение, не стремиться к тому, чтобы ребенок стал говорить как соседский, поскольку уровень развития у каждого индивидуален.

Речевые нормы

Для каждого возраста имеется определенный перечень умений и навыков речи, владение которыми говорит о том, что малыш соответствует необходимому уровню. Конечно, отставание по 1-2 признакам не является критичным, но если ребенок полностью не соответствует необходимым требованиям, стоит посетить специалиста. Перечислим основные нормы речевого развития в дошкольном возрасте.

До года

Речевые навыки малышей до года представлены в форме таблицы.

Возраст Основные умения
6 месяцев Пытается повторить ранее услышанные звуки.Реагирует на звучание собственного имени (поворачивает головку).Использует интонацию.Слушает речь взрослых с вниманием и интересом.
12 месяцев В речи появляются простые слова или несколько слогов.Ребенок начинает понимать, что от него требует мама, и выполнять необходимые действия

Это наиболее общий список речевых умений, которым владеют малыши до года.

Полтора годика

В этом возрасте дети уже могут употреблять в речи несколько несложных слов (обычно это около 20 существительных), речь их становится эмоциональной, зачастую понятной только родителям, или же представляет собой бессвязный набор звуков. Нередко дети бездумно несколько раз повторяют только что услышанное.

Два года

Ребенок, достигший этого возраста, должен владеть следующими умениями.

  • Соотносить слово и предмет, например показывать на кошку и говорить «киса».
  • Составлять простейшие предложения без предлогов, например «Кися куси» кошка кушает.
  • Чаще всего к двум годам малыш уже внятно произносит большую часть звуков: губные ([б], [п], [м] и их мягкие варианты), переднеязычные ([д],[т], [н], [л] и мягкие), заднеязычные ([г], [к], [х]) и губно-зубные ([в],[ф]).
  • Словарный запас составляет уже более 150 слов, мама не может перечислить их все. А пассивный лексикон, то есть те слова, которые малыш понимает, но в речи не использует, – около 300 слов. Это не только существительные и глаголы, но и местоимения (мой, моя, твой). Ребенок часто интересуется, как называется тот или иной предмет, услышав незнакомое слово, несколько раз его повторяет.

3 года

В этом возрасте речь ребенка становится понятной, большую часть звуков он произносит правильно, однако некоторые сложные слова не даются. Малыш просто не может их запомнить. Решить проблему поможет прием прохлопывания. Сначала родитель по слогам произносит слово, делая хлопок на каждом слоге, потом повторяет упражнение несколько раз вместе с ребенком. Например, слово «капуста»: ка (хлопок) – пус (хлопок) – та (хлопок).

В это период для ребенка очень важен пример правильной речи и верного произнесения всех звуков, поэтому нельзя «сюсюкать» с ним, повторять его ошибки, пусть даже и забавные, вызывающие умиление родителей. Дошкольник должен обязательно слышать нормальную грамотную речь, эталон.

Еще одно эффективное упражнение для трехлетнего возраста, направленное на развитие речи, расширение словарного запаса и кругозора, – игра «Закончи предложение». Родитель начинает фразу, смысл которой понятен малышу, например «Зайка по лесу…». Задача ребенка – сообразить, что закончить предложение необходимо словом «идет». Таким образом речь младшего дошкольника обогащается глаголами.

4 года

В этом возрасте необходимо уделить особое внимание речевому развитию дошкольников, а именно – их умению правильно произносить все звуки. Если какой-либо из них звучит неверно или самопроизвольно заменяется другим, необходимо работать над его постановкой, делать артикуляционную гимнастику, произносить чистоговорки, содержащие слова именно с проблемным звуком, проговаривать потешки.

В этом возрасте очень полезна для речи дошкольников артикуляционная гимнастика, которая сделает речь малыша более четкой и понятной.

  • «Забор». Ребенку дается установка улыбнуться как можно шире, чтобы верхние и нижние зубы оказались на виду.
  • «Чистим зубы». Роль зубной щетки будет исполнять язык, который должен пройтись сначала по задней стороне верхних зубов, далее – нижних.

На речевую активность малышей влияют родители, поэтому мамам и папам следует как можно чаще общаться со своими детьми, читать им сказки и стишки.

5-6 лет

В этот период мамы и папы могут предложить своему ребенку огромное количество упражнений и игр, направленных на развитие речевых навыков. Так, игра «Съедобное – несъедобное» поможет развить не только ловкость и внимание, но и речевой слух. Взрослый кидает мяч малышу, называя предмет. Задача ребенка – поймать мяч, если родитель произнес название продукта питания или овоща, фрукта – всего, что можно съесть. Если же прозвучало «несъедобное» слово, мяч необходимо отбросить или не ловить. Игра удобна тем, что включать в нее можно нескольких детей дошкольного возраста. Можно слегка ее видоизменить, вместо мячика использовать хлопки – предлагать детям хлопать в ладоши, когда они слышат название съедобного, и никак не реагировать на несъедобное.

Фонематический слух старших дошкольников можно развивать при помощи следующих упражнений.

  • Взрослый четко и громко произносит различные звуки. Задача ребенка – хлопнуть в ладоши в тот момент, когда прозвучал заранее оговоренный звук. Постепенно задача усложняется, родитель произносит не просто отдельные звуки, а слоги и слова.
  • Найди предмет. Родитель дает ребенку установку найти (в помещении, на улице, на картинке) все слова, в которых есть определенный звук.
  • Пропавший звук. Взрослый произносит фразу, один из звуков в слове пропущен: «Большая обака (собака) пошла погулять». Задача ребенка – понять, в каком именно слове «пропал звук», и восстановить его.

Заниматься следует регулярно, но не «мучить» ребенка, он должен получать удовольствие, работая над развитием речи, поэтому лучше всего использовать игровые ситуации. Например, «к нам сегодня пришла в гости лисичка, она очень хочет познакомиться с некоторыми звуками, давай покажем ей, как они произносятся».

Развитию речи должно уделяться особое внимание в любом возрасте, от рождения до поступления в первый класс и далее, поэтому родителям следует обращаться к многочисленным современным методикам, комплексам упражнений. Каждый день необходимо заниматься со своим ребенком, используя все для развития дара слова: побольше беседовать с ним, отвечать на вопросы, рассказывать интересные факты о явлениях окружающего мира. Все это поможет малышу не только научиться правильно и грамотно говорить, но и вырасти гармоничной любознательной личностью.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Аватар
Зыбин Максим Александрович/ автор статьи

Профессиональный медицинский стаж более 12 лет.
Врач высшей категории.
Эксперт статей на сайте: Ds45-Teremok.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинские советы о методах диагностики, способах лечения и профилактики заболеваний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: