Учим с дошкольником таблицу умножения: лучшие и самые простые способы

Желая подготовить малыша к школе, родители нередко помогают ему постичь правила чтения и письма, познакомиться со счетом, простейшими арифметическими действиями. Некоторые не останавливаются на этом и стремятся научить ребенка таблице умножения, полагая, что это пригодится ему в школе. Это действительно так – специалисты считают, что если дошкольник хорошо постигает азы математики, то нет препятствий знакомству с умножением. Но если для малыша это очень сложно, то не стоит его мучить, заставляя раньше времени запоминать довольно сложные математические действия.

Важные правила

Определившись, что ребенок готов воспринимать новую информацию, хорошо знает счет до ста, умеет считать десятками и пятерками, понимает, что такое сложение и вычитание, можно познакомить его с заветной таблицей. При этом родителям важно придерживаться следующих правил.

  • Похвала должна сопровождать даже самый незначительный успех.
  • Не стоит заставлять ребенка зубрить непонятные ему числа, гораздо эффективнее будет научить его некоторым хитростям и подробно объяснить, что такое умножение.
  • Занятия не должны быть утомительными. Обязательно делайте регулярные перерывы.
  • Ругать малыша, нервничать, срываться на крик нельзя, поскольку такое поведение взрослого может навсегда убить интерес к математическим операциям.

Эти же правила должны соблюдаться и родителями младших школьников, которые решили за лето после первого класса выучить с ними умножение.

Пояснение принципа умножения

Просто заучить, что «дважды два – четыре», бессмысленно и бесполезно, поэтому взрослым следует продумать, как они пояснят ребенку сам смысл умножения. Для понимания необходимо наличие у дошкольника базовых знаний, прежде всего, специфики сложения. Так, он должен разбираться, что два и два (то есть 2+2) будет четыре.

Умножение – это тоже своеобразное сложение, только многократное, поэтому можно пояснить так: если нам нужно два умножить на три, то число «два» надо взять три раза, то есть получится 2+2+2 = 6. То есть два умножить на три – это шесть. Для наглядности лучше использовать карточки, на которых изображено три раза по два предмета, например яблока. Карточки можно заметить и небольшим предметами: орехами, пуговицами, фасолинами, обязательно доверить ребенку разложить их в нужном порядке.

Далее делается следующий шаг – нужно показать ребенку одно из главных свойств арифметического действия, умножить три на два (поменять множители местами). Объяснение выглядит примерно так: попробуем умножить три на два, то есть число 3 надо взять два раза, 3 и 3. Получается шесть. Если ребенок не обратил внимания сам, надо натолкнуть его на мысль, что 2х3 и 3х2 совпадают. Очень важно не говорить ответ, а дать ребенку все-таки самому сделать маленькое открытие и похвалить его за старание – это станет мощнейшей мотивацией к дальнейшему успеху.

После знакомства с принципом умножения следует предложить выполнить несколько пробных действий, используя несложные числа – например, 3х4, 2х5. Можно на первом этапе зарисовывать, ставить три точки в четыре ряда – это позволит наглядно представить суть арифметического действия. Задача данного этапа работы – показать ребенку целесообразность такого математического действия, как умножение: он должен понять, что оно помогает экономить время и избегать длинных цепочек сложения.

Работа с единицей

Уроки по запоминанию таблицы следует начать с изучения правил умножения на единицу. Дошкольники обычно быстро понимают, что любое число, умноженное на 1 (то есть взятое один раз), равно самому себе. Рассмотрев принцип умножения, можно попробовать предложить ребенку самому догадаться, сколько будет 2х1. Он должен рассуждать так: число 2 берется один раз, получается два. То есть 2х1=2.

Аналогичным образом ребенок может быстро разобраться в последующих действиях: 3х1, 4х1 и так далее. Обязательно следует включать в процесс изучения простые примеры, они помогут ребенку поверить в себя, в свои силы и заниматься в дальнейшем с удовольствием.

Умножение на 2, 3, 4

Эти действия, как правило, особого труда не вызывают, поскольку позволяют посчитать на пальцах. При работе следует использовать карточки не только с предметами, расположенными по строкам и столбцам, но и примеры, предлагая ребенку решить их устно. Принцип един – от простого к сложному.

Дети будут хорошо запоминать примеры, если дать им послушать песенку «Дважды два – четыре» Михаила Пляцковского.

Умножение на 10

Ребенку надо объяснить, что умножить на 10 очень просто – для этого к каждому числу надо прибавить ноль. То есть 2х10 = 20. Чтобы доказать мысль, можно воспользоваться десятикратным сложением. Некоторые специалисты рекомендуют знакомить детей с умножением на десять на первом же уроке, после изучения умножения на 1, поскольку принцип работы схож: просто приписать ноль к самому числу.

Читайте также:  Возрастные особенности развития детей 4 – 5 лет

Умножение на 5

Это действие чаще всего не вызывает проблем, поскольку результат может заканчиваться либо на 0, либо на 5 – это необходимо пояснить ребенку. Если умножение производится на четное число, то итог всегда имеет 0 в конце, на нечетное – 5. Есть еще одна закономерность, о которой будет полезно узнать ребенку: результат умножения на 5 ровно в 2 раза меньше аналогичной операции с 10. Например:

5х6 = 30.

10х6 = 60 – в два раза больше.

В дальнейшем это пригодится при знакомстве с правилами деления.

Умножение на 9

Следует поделиться с дошкольником секретом: чтобы узнать результат умножения на 9, надо число умножить на 10, а затем вычесть это число. Например, 2х10 = 20, далее 20-2 = 18, то есть 2х9=18.

Есть еще один очень хитрый, но простой способ помочь ребенку быстро запомнить умножение на 9 – при помощи пальцев. На первых порах пальцы можно подписать, пронумеровав от 1 до 10. Техника такая: нам необходимо узнать, сколько будет 9х5, для этого находим под номером 5. Все пальцы, которые находятся слева от него (их 4), – это десятки, а число пальцев, расположенных справа от пятерки, равно количеству единиц, их 5. Получается число 45.

Аналогичным образом можно умножать каждое число на 9: слева от пальца со значением множителя всегда будут десятки, справа – единицы.

Расчеты с 6, 7, 8

Это самые сложные для восприятия операции, поэтому приступать к ним можно только в том случае, если вся оставшаяся часть таблицы хорошо усвоена. Эти примеры придется заучить. Но не стоит думать, что ожидается скучная зубрежка, – есть несколько секретов, которые помогут превратить процесс в увлекательное времяпрепровождение.

  • Начать с квадратов. Большинство детей без проблем запоминают, что 6х6 = 36, а 7х7=49.
  • Запоминать рифмующиеся примеры, например, «шестью восемь – сорок восемь».
  • Воспользоваться своими предыдущими знаниями: например, вспомнить, что 2х6=12. Соответственно, 6х2=12. Получается, что ребенок знаком с большей частью действия с цифрой 6, может умножить шестерку на 1, 2, 3, 4, 5, 9 и 10. Осталось запомнить немного.
  • Использовать всевозможные стихи, в которых таблица представлена в настолько простой рифмованной форме, что запомнить сложные примеры можно буквально за 5 минут.

Например:

Шесть на 2 – двенадцать.

Будем мы играться.

Шесть на три – восемнадцать,

Нам надо заниматься.

Шесть на четыре – двадцать четыре,

Мыши разбежались по всей квартире.

Шесть на пять – тридцать.

Есть чему учиться.

Шесть на шесть – тридцать шесть.

Можно вкусненькое съесть.

Шесть на семь – сорок два.

Вот такие вот дела.

Шесть на восемь – сорок восемь.

Даже никого не спросим!

Чтобы стихи приносили максимальную пользу, следует совмещать их чтение с работой с карточками, ведь очень важно, чтобы ребенок не просто заучил текст, а понял суть самой операции. Поэтому, читая строки про умножение 6х2, необходимо обязательно показать ребенку карточку, на которой нарисовано 12 предметов по 6 в каждом ряду, еще раз повторить, что 6х2 – это шесть, взятое два раза.

Можно самим придумывать смешные и даже абсурдные рифмованные ситуации, чтобы облегчить процесс запоминания. Например, «семь на восемь – пятьдесят шесть, кошка всех нас хочет съесть!».

Приемы работы

Чтобы правила умножения как следует отложились в голове малыша, необходимо использовать как можно больше различных приемов и заданий. Приведем несколько примеров.

  • Работа с карточками. Взрослый заранее готовит карточки с примерами (без ответа), далее ребенок вытягивает одну из них и пробует решить. Если получился правильный ответ, карточку откладывают в сторону, если допущена ошибка – возвращают в общую стопку.
  • Тренировка на время. Также работа с карточками, но немного по другому принципу: взрослый засекает время, например 5 минут; ребенок вытягивает карточки, пробует свои силы. Если отвечает верно – карточка откладывается в одну сторону, если нет – в другую. Через 5 минут необходимо проверить, каких результатов было больше – верных или ошибочных, зафиксировать значение. Задача следующего дня – побить вчерашний рекорд.
  • Карточный «нон-стоп». Работа со стопкой карточек: при правильном решении карта откалывается в сторону, при ошибке – возвращается в общую стопку. Игра продолжается до тех пор, пока все карточки (их число следует увеличивать от раза к разу) не перейдут к правильным.
  • Соотнесение. Родитель готовит два набора карт: на одних находятся примеры, на вторых – ответы. Задача ребенка – наложить ответ на соответствующий ему пример, который необходимо решить.
  • Обратный принцип. Родитель показывает карточку с «ответом», например, с написанным на ней числом 20. Задача ребенка – выбрать их ряда примеров, которые лежат перед ним, такие, которые дают произведение 20. Далее задание усложняется – карточек перед дошкольником нет, ему необходимо устно найти все варианты ответа.
  • Решение практических задач. Чтобы ребенок не утратил интереса, следует предложить ему такие упражнения, которые позволят проявить знания об окружающем мире. Это могут быть такие вопросы: сколько лап у пяти кошек? Сколько крыльев у трех синиц? Сколько лучиков у двух морских звезд?
Читайте также:  Чем полезно артикуляционное упражнение «Лягушка» и как его правильно выполнять?

Очень интересна игра «Угадай пословицу». Родитель подбирает любую пословицу, советующую возрасту (например, без труда не вытащишь и рыбку из пруда), каждому слову которой будет соответствовать свой цифра. Затем составляются примеры таким образом, чтобы получившийся ответ совпадал с цифрой, которая присвоена элементам пословицы. Например:

  • Без (81)
  • Труда (10)
  • Не (36)
  • Вытащишь (24)
  • И (18)
  • Рыбку (56)
  • Из (4)
  • Пруда (50).

Примеры могут быть такими: 9х9, 10х1, 6х6, 9х3, 8х7, 2х2 и 5х10. Даются ребенку вразнобой. Сначала он решает, используя свои знания таблицы умножения, потом соотносит цифру и слово и читает получившуюся пословицу.

По аналогичному принципу можно играть в «Угадай имя сказочного персонажа», «Угадай, что у нас на ужин» или «Куда мы пойдем», в этом случае под цифрами «прячутся» не целые слова, а буквы.

За одну тренировку не нужно использовать сразу все задания, чтобы не утомлять ребенка, но день от дня их необходимо варьировать, чередовать, это поможет внести разнообразие и избежать скуки.

Как проверить знания?

Научив ребенка умножать, следует закрепить полученные знания. Для этого можно воспользоваться различными методами.

  • Помощь. Обыгрывается ситуация: к нам в гости пришел некий сказочный персонаж, он не знает таблицу умножения, давай познакомим его с ней. Далее ребенку предлагаются карточки для примера.
  • Работа «в каждую свободную минуту». Гуляя или ожидая своей очереди в поликлинике, можно попросить ребенка решить пример. Очень хорошо пойти с малышом в магазин и попросить его помощи в подсчетах.
  • Необычный вопрос. Спросить не «сколько будет 5х6», а «какие числа при умножении дадут результат 30»? Это поможет ребенку потренировать мышление, а взрослому – понять, действительно ли малыш разобрался в вопросе или же бездумно все заучил.

Если он затрудняется, можно слегка натолкнуть на мысль, но подсказывать не надо – пусть ребенок вспоминает или считает. Даже если в итоге устно посчитать не удастся, ребенок убедится в том, что учить таблицу действительно нужно, без этих знаний во взрослой жизни ему не обойтись.

Рекомендации родителям

Чтобы ребенок быстро и с удовольствием учил таблицу умножения, необходимо создать для него мотивацию, делать каждое занятие интересным, использовать разнообразные формы работы. Только так можно добиться необходимого результата.

Специалисты советуют поступать так:

  • Поместить таблицу в зоне видимости ребенка, чтобы строки всегда были перед глазами, – это поможет запоминанию. Использовать лучше именно таблицу Пифагора, а не решенные примеры, расположенные в столбиках. В первом случае ребенок сможет постепенно находить закономерности, а во втором – только заучивать.
  • Обязательно дозировать изучаемый материал в соответствии со способностями ребенка. Некоторым одного занятия бывает достаточно, чтобы научиться умножать на 1, 2, 3, а другим детям потребуется более продолжительное время.
  • Можно визуализировать успехи, чтобы ребенок видел свой прогресс. Для этого печатается или рисуется сама таблица крупного формата, после каждого занятия родитель предлагает ребенку закрасить цветом те клетки, которые он уже хорошо запомнил. Так, после первого же домашнего урока можно полностью закрасить столбик с умножением на один. Это поможет выучить таблицу с удовольствием, ведь практически каждому малышу захочется как можно быстрее полностью закрасить все клетки.
  • Обязательно проводить уроки-повторения, на которых нового материала не будет, а ребенок с помощью родителей легко освежит в памяти уже имеющиеся знания.
  • Никогда не надо сравнивать ребенка с сыном или дочерью друзей, соседей, тем более в худшую сторону. Никакой пользы подобное сопоставление не принесет, но может всерьез и надолго обидеть малыша. Способности у всех разные, а старательность и интерес зависят в первую очередь от умения родителей обучать, и это надо помнить.

Если дошкольник не может освоить работу с таблицей, не запоминает примеры и в упор не видит закономерностей, не стоит его мучить. Можно передохнуть полгода, повторить счет, сложение, а потом с новыми силами покорить таблицу Пифагора. Родителям надо подготовить себя к тому, что, несмотря на все старания и использование самых разнообразных методов некоторые примеры все равно придется заучивать, это совершенно нормально.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Зыбин Максим Александрович/ автор статьи

Профессиональный медицинский стаж более 12 лет.
Врач высшей категории.
Эксперт статей на сайте: Ds45-Teremok.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинские советы о методах диагностики, способах лечения и профилактики заболеваний