Творческие способности и их развитие у дошкольников

Творчество – это одна из форм самовыражения. Причем самовыражения посредством чего угодно: речи, рисунков, мыслей, танца, скульптуры, мелодии и т. д. Творческие способности, так же как и все другие, требуют постоянного целенаправленного развития с самого детства. Для чего и когда нужно развитие творческих способностей у детей в разные периоды дошкольного возраста? Как это делать правильно?

С какого возраста творим?

Наилучшим периодом для плодотворного и активного развития творческих способностей маленького человека можно назвать дошкольный возраст. Ведь именно сейчас ребенок наиболее любознателен, открыт и готов к познанию окружающей действительности, а его мышление не сковано стереотипами. Детство – это период царства фантазии, вымысла, сказок и игр.

Творческий процесс – понятие комплексное. Оно включает в себя несколько аспектов:

  • умение мыслить нестандартно о привычных вещах или явлениях;
  • фантазию и воображение;
  • умение открывать или изобретать что-то новое;
  • умение применять полученные открытия.

В дошкольном периоде условно можно обозначить несколько последовательных этапов. И каждый из них имеет свои возрастные характеристики.

  1. До 2 лет важно подмечать и развивать природные задатки ребенка. Кто-то больше склонен танцевать, кто-то – рисовать или лепить, кто-то – петь. В это время закладывается фундамент для будущих творческих побед.
  2. В 3–4 года наступает пик творческой деятельности малышей. Воображение обретает словесные формы и постепенно выходит на уровень самостоятельного процесса. В это время особенно важно обращаться к играм, развивающим воображение и творческие способности.
  3. С 5 до 6 лет творческие задания должны становиться сложнее, включать элементы подготовки к обучению в школе, развивать таланты ребенка, его фантазию. Ребенок уже может планировать предстоящие действия.
  4. К 7–8 годам творческая деятельность становится все более серьезной: дети на более взрослом уровне занимаются музыкой, танцами, вокалом, развивают театральную или художественную деятельность – то, к чему есть природные задатки. Создаваемые ребенком образы становятся содержательными и специфичными.

Поэтому важно уделять внимание творчеству на каждом из этих этапов. Следует понимать, что творчество немыслимо без воображения: плоды творчества изначально всегда являются продуктом фантазии ребенка и находят воплощение в той или иной сфере. Поэтому развитие воображения напрямую влияет на раскрытие творческого потенциала дошкольника.

Для чего это нужно?

Так что же дает ребенку этот самый творческий потенциал?

  • Умение видеть скрытое от других.
  • Умение за небольшое время синтезировать множество оригинальных идей.
  • Ассоциировать не связанные на первый взгляд понятия.
  • Применять для решения одной задачи умения, полученные при разрешении совершенно другой.
  • Создавать определенные условия, при соблюдении которых предмет проявляет скрытые свойства или возможности.
  • Находить альтернативное решение стоящей задачи вместо того, чтобы искать ответ, перебирая готовые варианты.

Все это открывает широкие горизонты для самореализации. Чем меньше в человеке развито творческое начало, тем больше у него склонность к постоянному недовольству окружающими и собой, к самоедству. Такой человек строит подсознательные барьеры на пути к достижению цели, боится смелых решений и масштабного мышления.

Не стоит забывать, что вся культура любого народа и человечества в целом была бы невозможна без творчества. Литература, скульптура, архитектура, живопись, фольклор – все это результат творческой деятельности многих людей.

Даже в науке без творческого начала не обойтись. Ведь сначала нужно представить себе задачу или объект, его свойства, пользу и т. д. А затем – представить, как этого можно достичь. И не всегда мыслить при этом нужно в рамках стандартов.

В чем раскроется ребенок?

Для того чтобы понять и затем развить определенную склонность ребенка, важно предлагать ему как можно больше вариантов для самовыражения. Самое простое и привычное здесь, с чего начинают все родители, – рисование и лепка. Процессы, бесспорно, творческие, но далеко не единственные в этом списке. Хорошим примером могут служить всевозможные конструкторы (вдруг подрастает будущий инженер?), мозаики. Или готовые наборы для детского творчества (плетения, отливки из гипса, выжигания, гравюры, вязания и т. д.).

Читайте также:  Каким может быть вес ребенка при рождении и почему?

Какие еще методики развития помогут ребенку определиться, что ему больше по душе, в чем он хочет самовыражаться?

  • Аппликация (причем, не только из бумаги: подойдут обертки, открытки, вата, макароны, крупы, колпачки от фломастеров и другой подручный материал). При этом аппликация может собираться как из отдельных деталей, так и в виде мозаики.
  • Рукоделие (плетение из бисера, создание детской бижутерии, вышивка, макраме).
  • Необычные способы рисования – пальцами, красками по молоку или крупам, в виде зеркального оттиска. Можно рисовать по трафарету с последующей дорисовкой до определенного образа, по намыленному стеклу; вместо красок взять зубную пасту, штамповать с помощью форм, рисовать с помощью клея и соли – вариантов бесконечное множество.
  • Актерская деятельность. Это может быть кукольный театр дома или театрализованные представления драмкружка. Главное – ребенок сможет проявить актерский талант.
  • Конструирование из подручных материалов. Дошкольник будет учиться из ненужных предметов создавать полезные или просто красивые вещи.

Это далеко не полный перечень занятий. Можно приобрести, скачать или придумать еще немало вариантов.

Попросите ребенка самостоятельно решить, чем он хочет заняться. Пусть пробует себя в разных сферах. Что-то ему не понравится, а в чем-то он найдет себя. Поощряйте его желания и не ругайте за неудачи или утрату интереса к тому или иному виду деятельности.

Правильная организация занятий

Когда и как правильно организовывать такие занятия? С чего начать? С физического развития в самом раннем возрасте. Это будет первым шагом для закладки творческих способностей ребенка. По мере роста малыша ему следует постоянно создавать условия, стимулирующие развитие его творческого воображения.

  • Создавайте обстановку, немного опережающую возрастное развитие ребенка, стимулируя его к познанию нового. Например, в годовалом возрасте крохе можно подарить яркие кубики с буквами или цифрами и во время игр ненавязчиво знакомить его с ними.
  • Постепенно усложняйте и увеличивайте задачи. Планка должна постоянно и планомерно повышаться. Дети не всегда обращаются к опыту взрослых, познавая мир, часто пытаются дойти до всего сами. Поэтому не спешите помогать крохе в решении его задач. Если игрушка упала – пусть он попробует сам найти и достать ее. И только если у него не получится, предлагайте помощь.
  • Предоставляйте малышу свободу выбора занятий. Охотнее всего дети занимаются тем, что им интересно. Это приносит гораздо большую пользу, чем навязывание чего-то родителями, пусть и в форме игры. При этом свобода не должна восприниматься как вседозволенность. Разумные, обоснованные ограничения должны быть.
  • Ваша помощь должна быть разумной, предлагаться в крайнем случае, только если ребенок сам не находит решения. Не нужно постоянно страховать его во всем. Пусть пробует свои силы.
  • Создайте комфортные психологические условия для развития ребенка. Это касается любой деятельности, и творческой – в том числе. Не нужно осуждать малыша или чрезмерно сочувствовать при его неудачах. Но поддержка и советы взрослых, их похвалы и одобрение – прекрасный стимул.
  • Обеспечьте ребенка всем необходимым для творчества. Если он рисует – купите качественные краски или карандаши, альбом. Если хочет играть в кукольном театре – сделайте его вместе. Не препятствуйте детской фантазии. Помните: это помогает формированию маленькой личности.

Как помочь ребенку развить способности?

Кроме благоприятной и стимулирующей обстановки в творческом развитии немалую роль играют родители. Они могут здорово помочь своему малышу правильными действиями.

  • Пополняйте багаж жизненного опыта крохи. Постоянно читайте ему книжки со сказками или стихотворениями, рассматривайте картинки в них, провоцируя к размышлениям («Как ты думаешь, почему? Тебе нравится этот персонаж? Чем? Что бы ты сделал на его месте?»). При возможности обогащайте культурный мир дошкольника, посещая с ним выставки, музеи, театр, водите на полезные экскурсии. Обсуждайте все, что он видел и понял в это время.
  • Поощряйте его занятия рисованием или лепкой чего-то задуманного, конкретного (не просто колбасок или шариков). Если малыш в чем-то затрудняется – помогите советом, подскажите, какой может быть последовательность действий в том или ином случае.
  • Учите ребенка выражать увиденное им разными способами: пересказывая, рисуя, сочиняя истории «по мотивам впечатлений». В процессе такой творческой переработки полученной информации ребенок тренирует воображение.
  • Одна из ярких форм развития творческих способностей – умение сочинять. Приветствуйте этот навык в своем ребенке в любых его проявлениях. Пусть сочиняет «рифмовалки» или дурашливые стишки, сказки, небылицы, сочиняет и инсценирует небольшие театральные представления.
  • Оптимальная форма развития всех навыков и способностей дошкольника, и творческого начала в том числе, – игра. Поощряйте игры малыша, особенно со сверстниками, предлагайте ему новые сюжеты, принимайте сами участие в детских играх.
  • Изучайте окружающий мир с ребенком. Это может происходить во время прогулок, поездок, любых занятий на улице. Обсуждайте с ним, что происходит на улице или дома, отвечайте на все его «почему», рассказывайте и объясняйте все, чего он еще не знает. При этом также стимулируйте к размышлениям (как ты думаешь, когда цветы с дерева осыплются, что произойдет?).
  • Можно приобрести готовые развивающие игры (мозаику, конструктор) или специальные пособия для творческих занятий с малышом. Условие одно: для занятий в игровой форме.
Читайте также:  Какими должны быть в норме рост и вес ребенка в 4 года?

Во что можно поиграть?

Совсем не обязательно засыпать своего кроху кучей дорогущих игрушек. Стимулировать к творчеству его можно и при помощи самых простых подручных вещей.

  • Можно накрошить яичную скорлупу, покрасить ее и предложить ребенку выложить из нее какой-либо рисунок, объяснив, что для начала необходимо прорисовать его контур.
  • Можно пользоваться природными явлениями. Например, в дождь или снег выставить в окно лист бумаги, покрытый краской. Получившиеся кляксы можно рассматривать, обсуждать, на что они похожи, дорисовывать до чего-то узнаваемого.
  • Из бумажных пакетов, наполненных газетами, или подушек можно смастерить разные игрушки, перекручивая или перевязывая веревкой в нужных местах. При этом бумажным персонажам можно дорисовать глазки, ротик, носик.
  • Если ребенок сделает на листе картона множество дырочек, ему будет весьма интересно соединить их в какой-то рисунок или узор при помощи шнуровки.
  • Ягодки, пуговки, бусины могут стать материалом для детского ожерелья. А можно его собрать и из обычных скрепок.
  • Пусть малыш попытается украсить блюдо (салат, бутерброд). Ему для этого нужно предложить разные фрукты или овощи (кружочки или дольки помидоров, огурцов, морковки; оливки, перец, зелень, дольки яблок, лимона, ананаса, персика, клубники, клюкву, вишенки). Возможно, ребенку будет интересно «выщипать» из ломтика хлеба бутерброд в форме зверушки или букашки. При этом обязательно нужно показать малышу, что оставшиеся крошки были высушены, а потом перемолоты для панировки – ничего не пропало просто так!
  • Полезна такая игра. В центр листа ребенок капает краску и сгибает лист пополам, прижимая. После этого пусть посмотрит на полученную кляксу: на что она похожа? Пусть называет разные варианты, переворачивая лист разными сторонами.
  • Если предложить ребенку набор картонных фигурок (полосок, квадратиков, кружков), он с энтузиазмом начнет представлять, на что похож каждый из них отдельно или в комбинациях друг с другом.
  • А что если станцевать, изображая кого-то? Ласковую кошечку, верного щенка, летний дождик, радость, боль, веселье, огорчение – эти и другие образы можно придумать вместе с малышом, а затем попросить его наделить каждый из них танцевальными движениями.

Итак, человек с развитыми творческими способностями проявляет большую гибкость ума в сложных ситуациях, способен быстро собраться и найти из них порой неординарный выход. А это значительно упрощает жизнь. Так что развивать творческие задатки полезно не только с точки зрения выражения собственного внутреннего мира.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Зыбин Максим Александрович/ автор статьи

Профессиональный медицинский стаж более 12 лет.
Врач высшей категории.
Эксперт статей на сайте: Ds45-Teremok.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинские советы о методах диагностики, способах лечения и профилактики заболеваний