Речевой материал, который можно использовать для автоматизации в речи ребенка звука [л]

Одним из распространенных дефектов речи дошкольников является проблема со звуком [л]. Он может либо вовсе отсутствовать в речи (пропускаться), либо заменяться другими, более легкими для ребенка по артикуляции. Однако научить дошкольника правильно произносить звук – это полдела. Далее обязательно должен последовать процесс его закрепления – автоматизации, ведь речевой аппарат уже «надрессирован» говорить его дефектно. Как происходит автоматизация звука [л]?

Сложность вопроса

Для начала стоит определиться, какова разница и взаимосвязь двух понятий: постановка и автоматизация.

Постановка звука – это логопедические занятия по обучению детей правильному произношению звука: нужной артикуляции и ее динамике во время правильного образования звука. При необходимости во время постановки с помощью специальных упражнений развивают нужные мышцы артикуляционного аппарата.

Автоматизация же – это процесс закрепления в постоянной разговорной речи ребенка освоенного звука – такого нового и непривычного. И не всегда такое закрепление проходит легко.

Но разве так сложно закрепить звук [л]? Порой – весьма. Во-первых, чем больше малыш употребляет [л] искаженно, тем дольше он будет «на автопилоте» слышать его так, как произносил раньше, даже когда все уже может говорить правильно. Поэтому при закреплении важно, прежде всего, научить малыша определять на слух нужный звук в речи другого человека при правильном произношении и отличать от неправильного. То есть, развивать фонематический слух, предлагая ребенку специальные игры.

А во-вторых, во время автоматизации звука [л] важно помнить, какой именно дефект был у дошкольника, и направлять все усилия на отработку конкретной проблемы.

Какими могут быть дефекты при произношении Л?

  • Замена Л на ЛЬ (лямпочка, палятка).
  • Замена Л на Й (йапа, пойовник).
  • Замена Л на У (уасточка, коубаса, гоуова).
  • Замена Л на В (вандыш, повоска).
  • Замена Л на Г (гужа, годка).

Во время последующей отработки необходимо следить, чтобы при артикуляции органы ребенка не принимали положений, как при произношении звуков-подмен.

Полезно также поиграть с ребенком, к примеру, так:

«Сыщики». Эта игра поможет ребенку определять наличие Л на слух (а если он уже умеет читать – то и зрительно). Предлагается найти животных, которые спрятались внутри слов:

  • заСЛОНка;
  • пустЯК;
  • поБЕЛКА;
  • стЁЖка;
  • коЛОСЬя;
  • двустВОЛКа;
  • ВОЛна;
  • балаЛАЙКА;
  • раСКАТать;
  • жеЛАНЬе;
  • куЛИСА;
  • пОСЁЛок;
  • сКИТание;
  • стаЛЕВар.

А теперь нужно найти и повторить вслух те слова, которые в названиях животных содержат букву Л.

  • «Хлопни букву».

Взрослый произносит цепочку из звуков, слогов или слов. Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, как только он услышит среди них Л.

  • «Я считаю до 5».

Ребенку предлагается несколько предметов, начинающихся на Л (лампа, лужа, локон, лодка, лисица и др.), которые он должен поочередно вслух сосчитать до 5: одна лента, две ленты, три ленты, четыре ленты, пять лент…

Также закрепить слоги при произношении помогают чистоговорки. Например, такие:

Ла-ла-ла – пролетала у стола пчела.

Лы-лы-лы – не боюсь я пчелы.

Ло-ло-ло – побегу за пчелой,

Лу-лу-лу – на зеленый луг.

Ал-ал-ал – я пчелу догнал

Ёл-ёл-ёл – на луг за ней пришел.

Закрепление звука в речи

Для закрепления звука в связной разговорной речи подбирают скороговорки и стихотворения на букву Л. Можно подобрать или придумать небольшие рассказы, где буква будет встречаться в каждом слове (или почти в каждом).

Чтобы ребенку не стало скучно, полезно разбавлять такие задания играми.

  • «Исправь ошибку».

Взрослый бросает малышу мяч, произнося предложение. Ребенок должен вернуть мяч, исправляя речевую ошибку:

Калач ел Аллу.

Пол упал на пенал.

Баскетбол уехал на Славу.

Потолок горел на лампе.

Ладони мыли Лолу.

Салазки ехали на Клаве.

  • «Повтори рассказ».

Рассказ должен содержать максимальное число букв Л и быть составлен так, чтобы повторить его малышу не составило труда:

Мама нарезала в салатник салат. Салат мама взяла и отнесла в холодильник. Из холодильника салат принесла Стелла. Стелла медленно съела из салатника холодный салат. Остался на столе только пустой салатник.

Закрепить в речи поставленный звук не менее важно, чем, собственно, его поставить. Этому поможет систематическое выполнение приведенных здесь упражнений и заданий. Результат придет тем быстрее, чем интереснее малышу заниматься.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Аватар
Зыбин Максим Александрович/ автор статьи

Профессиональный медицинский стаж более 12 лет.
Врач высшей категории.
Эксперт статей на сайте: Ds45-Teremok.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинские советы о методах диагностики, способах лечения и профилактики заболеваний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: