После трех лет каждого малыша ждет впечатляющих скачок в развитии речевых навыков. Возросший интерес к вербальному общению как со взрослыми, так и со сверстниками способствует быстрому совершенствованию разговорной речи. В это время задача родителей – внимательно слушать. Важно отмечать, соответствуют ли норме особенности речи ребенка 3–4 лет, и вовремя организовать логопедические занятия, если это необходимо.
Как ребенок должен разговаривать в 3–4 года?
Словарный запас детей 3–4 лет, говорящих на русском языке, обычно составляет 1500–2000 слов. Подсчитать «личный словарь» своего малыша самостоятельно невозможно, но есть и другие показатели, с помощью которых легко понять, вписывается в рамки нормы развитие речи ребенка.
Все идет как надо, если в 3–4 годика ваш ребенок:
- старается повторить услышанные звуки и слова, особенно услышанные им впервые;
- придумывает свои словечки на основе уже известных морфем;
- способен составить простое предложение, характеризующее действие (папа идет, утка плывет, котик спит);
- понимает сложные предложения;
- пытается составлять длинные предложения и даже рассказы, но пока допускает немало ошибок в речи;
- увлеченно слушает сказки, а некоторые – самые любимые – даже знает наизусть;
- запоминает и воспроизводит фразы из мультфильмов;
- далеко не все звуки умеет произносить правильно (часто деткам не даются [р], [л], [с] и [ш]);
- меняет местами буквы и слоги в некоторых словах;
- иногда может говорить о себе в третьем лице;
- знает и может назвать свои Ф. И. О., имена мамы и папы, название населенного пункта, в котором живет.
Приведенные выше признаки характерны как для мальчиков, так и для девочек, хотя есть научные данные о том, что девочки опережают мальчишек по речевому развитию на несколько месяцев.
Некоторые детки отмалчиваются при посторонних, но это нельзя считать отклонением: мама и папа обычно знают, что в более комфортной обстановке их малыш – тот еще «говорун».
В принципе, логопедические занятия мама может проводить самостоятельно. Артикуляционную гимнастику освоить дома перед зеркалом будет так же просто, как и в кабинете логопеда. Легко поддаются отработке свистящие и шипящие звуки. А вот сонорные – [р] и [л] – корректируются сложнее, но ничто не мешает вам попробовать проработать и их.
Однако если домашний вариант занятий не привел к ожидаемым результатам, не стоит затягивать с посещением специалиста.