Развитие ребенка в 2 года – физическое, речевое, умственное

Одна из основных сложностей воспитания малышей – нет каких-либо строгих требований к тому, что им следует знать по достижении определенного возраста. Поэтому родители нередко интересуются, что именно должен уметь ребенок в 2 года, все ли в порядке с их крохой, соответствует ли он своим возрастным особенностям. Важно понимать, что единых общепринятых стандартов нет – уровень развития во многом определяется индивидуальными способностями малыша. Однако принято выделять некий базис, ту совокупность навыков, которая должна быть у ребенка обязательно.

Особенности развития малышей

Возраст 2 года – время, когда дети разных полов начинают существенно отличаться друг от друга:

  • мальчики весят около 13-15 кг, их рост составляет до 92 см;
  • девочки легче (до 14 кг) и меньше (не выше 90 см).

Многие дети становятся активными, любят спортивные игры, с удовольствием бегают, играют с мячом, качаются на качелях.

Возрастные особенности психики и развития когнитивной сферы

В два годика ребенок обладает яркими особенностями мышления, внимания и памяти. Представим их в форме таблицы.

Характеристика Особенности детей в 2 года
Мышление Развивается абстрактное мышление.Формируется воображение (ребенок учится продумывать в уме ситуацию на основе похожих).Начинает понимать причинно-следственные связи событий.Хорошо умеет соотносить слово с предметом действительности.
Внимание Воспринимает те предметы и явления, которые находятся в зоне его видения.Может испытывать затруднения с концентрацией внимания.
Память Постепенно запоминает характеристики предметов (цвет, размер).Запоминает больше слов, у малыша формируется активный и пассивный словарный запас.

В возрасте двух лет мышление развивается наглядно-действенно, поэтому необходимо давать возможность ребенку в руки как можно больше предметов – через соприкосновение с ними он познает мир. В два годика малышу необходимо общение со взрослыми, поэтому родителям следует как можно чаще беседовать с крохой, отвечать на его вопросы.

Особенности физического развития

Детям в возрасте 2 лет неведом страх, они способны залезть на высоту, но еще не в силах объективно оценивать расстояние и, пытаясь слезть, могут получить серьезные травмы. Именно поэтому родителям важно знать, чего стоит ожидать от крохи, и внимательно следить за ним.

К двум годам малыш уже должен хорошо освоить ряд простых движений:

  • подниматься и спускаться по лестнице;
  • переходить с шага на бег;
  • не утрачивать равновесия, пытаясь подпрыгнуть на месте или пройти по доске, тротуарному бордюру;
  • бродить по наклонной плоскости;
  • забираться на кресло или диван;
  • перешагивать или перепрыгивать через невысокие препятствия;
  • ловить брошенный родителем мяч, удержать его в руках. Пока расстояние для броска должно быть небольшим, взрослому следует отойти от малыша на полшага, не больше.

Дети, достигшие двух лет, с удовольствием танцуют под зажигательную музыку, способны листать страницы книги (несколько страниц за один раз), разглядывая картинки Начинают формироваться у малышей и первые навыки рисования: они наносят на бумагу линии (как горизонтальные, так и вертикальные), способны изобразить кривые «окружности».

Развитие речи

Словарный запас многих малышей в возрасте двух лет уже содержит более ста слов, дети с удовольствием повторяют за родителями несложные поэтические строки. Однако возможно и такое, что ребенок владеет навыками произнесения всего пары слов (например, мама и папа). Оба варианта являются нормой, поскольку на формирование и развитие речевых навыков оказывает влияние множество факторов.

  • Дети, которые общаются с ровесниками, ходят в садик, начинают разговаривать раньше.
  • Девочки оказываются более говорливыми, нежели мальчики.

Поэтому родителям не стоит расстраиваться, если их малыш пока говорит хуже, чем соседский.

Сколько слов является нормой для ребенка двух лет? Однозначного ответа дать невозможно, все зависит от индивидуальных особенностей малыша, но у многих этот показатель стремится к цифре 200-300. Для двухлеток характерна понятная родителям (хотя и не всегда четкая) речь, возможно нарушение в произнесении отдельных звуков и слогов.

Любимые игры

Двухгодовалые дети предпочитают разнообразные игры – как спортивные, так и спокойные. Родителям важно помочь перевести энергию в нужное русло и сделать так, чтобы малыш не просто развлекался, но и развивался.

Помогут такие занятия:

  • лепка из пластилина;
  • рисование;
  • аппликация из крупных элементов.

Совет

Не стоит делать все за ребенка, желая быстро получить аккуратную поделку, смысл упражнения от этого пропадает. Можно лишь слегка помочь ему, показать, как правильно держать в руках кисточку с клеем, но саму поделку ребенок должен сделать самостоятельно.

Игры малышей становятся все сложнее, дети пробуют самостоятельно разыграть сценки из любимых сказок, играть в доктора, строить домики для игрушек, «кормить» кукол, придумывать целые сценарии. К числу любимых ими игрушек относятся кубики, из них ребенок складывает башни.

Совет

Родителям следует приобрести крупные пазлы, конструкторы, мозаики с большими элементами, они будут интересны и мальчикам, и девочкам.

Малышам становится все более приятно общение как со взрослыми, так и со сверстниками, они с удовольствием играют с другими крохами на детских площадках.

Возможные сложности

Родителям важно подготовиться к тому, что дети в два года начинают проявлять порой излишнюю самостоятельность и доказывать свою позицию, капризничать, не соглашаться с мнением взрослых. От мам и пап требуется проявить терпение, не убивать в малыше стремление к независимости, дать ему возможность самому совершать определенные действия – одеваться, умываться – но под контролем родителей.

Сложность может быть связана и с тем, что, столкнувшись с неудачей, ребенок может отказаться от дальнейшего обучения – например, не захочет строить башню из кубиков. Мамам и папам придется вдохновить ребенка: похвалить его, еще раз все показать, использовать игровые методики («давай поможем мишке, построим для него башню»), стремиться всеми силами заинтересовать малыша.

Совет

Если двухлетка капризничает, отказывается выполнять просьбу родителя, можно завершить занятие и перенести задание на завтра. Возможно, ребенок просто устал.

Бытовые умения

Что умеет ребенок в 2 года в области социально-бытовых навыков? Он старается делать все сам, подражая взрослому, но не обращаясь к нему за помощью. Поэтому родителям важно проявить чуткость и выручать ребенка только в том случае, если у него какое-либо действие совершенно не получается. Необходимо показать, как надо действовать правильно.

Список умений довольно условен, но желательно, чтобы к двум с половиной годам ребенок уже ими обладал:

  • держать в руке ложку и аккуратно принимать пищу, не испачкав стол и одежду;
  • пить из чашки;
  • надевать носки, варежки, шапку;
  • мыть руки, в том числе и без напоминаний;
  • умываться;
  • проситься на горшок.

Чистка зубов пока происходит при помощи родителей или под их контролем. Умение ходить на горшок еще на стадии закрепления – днем малыш двух лет будет проситься, но к длительному терпению пока не готов, в ночное же время может произойти «неожиданность». Ребята в этом возрасте нередко показывают желание одеваться самостоятельно, однако пока плохо справляются с этим действием, родителям приходится помогать им.

Оценка развития

Важно отметить, что вышеуказанные навыки и умения являются желательными, но необязательными, и отсутствие некоторых из них на фоне хорошо развитых других не является тревожным сигналом для родителей. Однако если ребенок не владеет большей частью навыков, следует посетить специалиста.

Помочь оценить положение способна карта для девочек и мальчиков по уровню развития. Родители могут по результатам наблюдения заполнить таблицу, ответив в ней на следующие вопросы.

  • Подражает ли малыш действиям сверстников и взрослого, проявляет ли к ним интерес?
  • Наблюдает ли он за поступками главных персонажей сценки кукольного театра?
  • Слушает ли он стихи или сказки, которые рассказывают родители, без использования визуализации?
  • Знает ли свое имя? Может ли перечислить название игрушек, животных?
  • В состоянии ли сгруппировать однородные предметы, выделить один отличающийся из группы?
  • Узнает ли геометрические фигуры?

В детских садах такая оценка проводится дважды в год – в мае и сентябре. Родители также могут создать таблицу навыков и заполнять ее в летнее и зимнее время, чтобы понимать, развивается ли их малыш в соответствии со своим возрастом.

Двухлетний возраст – важнейший этап в жизни крохи, в это время продолжают развиваться важнейшие умения и навыки, которые потребуются ему в дальнейшей жизни.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Аватар
Зыбин Максим Александрович/ автор статьи

Профессиональный медицинский стаж более 12 лет.
Врач высшей категории.
Эксперт статей на сайте: Ds45-Teremok.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинские советы о методах диагностики, способах лечения и профилактики заболеваний