Приемы автоматизации звука [в] в речи ребенка

Воспитанники логопедической группы, нуждающиеся в коррекции звуковой культуры речи, могут испытывать затруднения с произношением не только шипящих и свистящих звуков, но и губно-зубных, в частности [в]. Автоматизация звука [в] – это один из этапов коррекционной работы, необходимый для устранения недостатков воспроизведения в речи данного звука.

Что такое автоматизация звуков?

Логопедическая работа по устранению недостатков в произношении включает в себя три основных этапа:

  1. постановку;
  2. автоматизацию;
  3. дифференциацию.

Занятия строятся последовательно. Без выполнения первого шага нельзя приступать ко второму и далее.

Из всех трех этапов коррекции звукопроизношения самым обширным является второй – автоматизация. На стадии постановки, как правило, если нет серьезных проблем, звук механическим путем при помощи специальных логопедических зондов может быть поставлен даже за пару занятий – все будет зависеть от ряда факторов, сопутствующих развитию речи ребенка. На этапе дифференциации, если фонематическое восприятие и слух не нарушены, работа также проводится достаточно быстро. При этом используются игры и упражнения на различение парных звуков [в] – [ф].

Период автоматизации сложен, так как органы артикуляции должны привыкнуть к новому положению не только при изолированном произнесении звука, но и в слогах, а затем и в словах во время свободной речи ребенка.

Когда необходимы меры по автоматизации?

Если ребенок произносит [в] изолированно, правильно артикулирует его, то постановочный этап можно считать пройденным – теперь необходимо автоматизировать звук. Для этого должно пройти некоторое время, должна быть пройдена своего рода звуковая «отработка». В некоторых случаях дети быстро включают правильный вариант произношения в речь, но это происходит чаще тогда, когда звук ставился с нуля. Но если пришлось исправлять неправильное звукопроизношение, к которому ребенок уже успел привыкнуть, то логопеду придется принимать меры автоматизации.

Читайте также:  Интересные настольные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Сложности в постановке [в]

Проблемы во время постановки звука могут быть абсолютно разными, к основным можно отнести следующие:

  • Слабая иннервация мышц речевого аппарата. Выражается это в том, что из-за недостаточного мышечного тонуса органов артикуляции (в частности голосовых связок, так как именно они играют главную роль в произношении данного звука) ребенок просто не может произнести звук. Без участия голоса получается [ф] вместо [в]. Потребуется время для того, чтобы разработать связки, чтобы произношение было чистым и правильным.
  • Неправильный прикус. Этот факт также может повлиять и дать свои осложнения в постановке [в], однако это случается не всегда.
  • Дефект губ. При произнесении «В» участвуют не только зубы, но и губы. Короткая или обвисшая нижняя губа может затруднить процесс постановки звука.

Игры и упражнения на автоматизацию звука [в]

На индивидуальных и групповых логопедических занятиях во время отработки и доведения звука [в] до автоматизма используются разные виды работы.

Упражнения артикуляционной гимнастики помогают закрепить изолированное произношение. Подробный комплекс можно посмотреть здесь.

Также важно проводить игровые упражнения на автоматизацию звука в слогах. Сначала предлагаются прямые открытые, затем обратные и слоги со стечением согласных. Такие игры можно проводить сразу с несколькими детьми.

Чаще всего на групповых занятиях используют такие игры:

  • «Повтори, не ошибись». Педагог передает мяч и произносит цепочку слогов, например: ва-во-ву, ребенку необходимо воспроизвести их в той же последовательности.
  • «Скажи наоборот» – игра на закрепление обратных слогов. Выполнять можно по типу предыдущей, но малышу необходимо называть противоположные слоги, например: ва-ав, во-ов, вы-ыв и т. д.

Лабиринты и звуковые дорожки – игры, которые полезно включать в индивидуальную форму работы. Например, малышу нужно провести героя по лабиринту, но на пути нарисованы преграды. Чтобы преодолеть их, нужно назвать слог. Упражнения с такими слоговыми дорожками включают в себя и моторику рук, что позволяет ускорить процесс отработки звука.

Читайте также:  Стоит ли приучать ребенка к пустышке и как это можно сделать?

Автоматизация в словах проводится при помощи повторения сначала фраз, затем скороговорок, чистоговорок, заучивания стихотворений.

Родители не должны при этом оставаться безучастными. Во время прогулки, беседы взрослым следует обращать внимание на правильную речь ребенка, исправлять, если он произнес звук неверно. Это заставит малыша следить за своей речью самостоятельно.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Зыбин Максим Александрович/ автор статьи

Профессиональный медицинский стаж более 12 лет.
Врач высшей категории.
Эксперт статей на сайте: Ds45-Teremok.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинские советы о методах диагностики, способах лечения и профилактики заболеваний