Обучение детей методу быстрого счета: ментальная математика в специальных школах и в домашних условиях

Устный счет развивает мозг — все родители это прекрасно знают, но научить малыша делать вычисления в уме быстро и правильно представляется им очень сложной задачей. Имеющая древнюю историю ментальная арифметика, стремительно вошедшая в моду в нашей стране, не сделает из ребенка живой калькулятор за один день. Но систематические занятия способны принести большую пользу, причем улучшится не только скорость устного счета как такового, но и практически все когнитивные навыки.

Развивающий эффект ментальной арифметики: плюсы и минусы

Суть методики обучения в том, чтобы натренировать детей совершать арифметические действия на специальных счетах (абакусе) с максимальной скоростью. Многие думают, что это и есть самоцель прохождения курса. На самом же деле быстрый счет в уме — всего лишь один из побочных эффектов обучения. У занятий ментальной арифметикой есть и другие плюсы:

  • постепенно привыкая передвигать костяшки абакуса одновременно обеими руками, дети добиваются синхронизации работы обоих полушарий мозга. У правшей начинает активизироваться левое полушарие, у левшей — правое, и именно это принято считать главной заслугой упражнений;
  • в процессе решения примеров с возрастающей сложностью у обучаемых развивается способность концентрироваться, а вместе с ней — внимание и память. Это происходит благодаря тому, что детям приходится удерживать в голове значения сразу нескольких костяшек и комбинаций, а в последующем — воображать их уже без самого абакуса;
  • улучшение работы мозга отражается на успехах не только в математике, но и в освоении других предметов, вплоть до музыки и рисования. Это значит, что элементы разностороннего развития усиливают друг друга, давая наилучший результат.

Среди минусов — высокая стоимость курсов и учебного материала. Также в некоторых отзывах родители говорят о том, что их дети стали допускать больше ошибок в решении школьных задач, объясняя это появившейся торопливостью. Есть специалисты, выдвигающие более серьезное обвинение: после продолжительного обучения ребята могут очень быстро считать в уме, но при этом теряют способность логически мыслить. Однако официальных исследований, подтверждающих вред ментальной арифметики, нет, а здравый смысл подсказывает, что при условии качественного преподавания она полезна.

В каком возрасте лучше начинать обучение?

Самый ранний возраст, рекомендованный для начала занятий — 4 года. Верхнюю границу определяют промежутком от 12 до 16 лет. Следует помнить, что эти ограничения условны. Не каждый 4-летний малыш готов учиться счету на абакусе, и не всегда пластичность мозга успевает слишком сильно снизиться в 16. Большинство педагогов считают, что для начала обучения малыш должен обладать следующими навыками:

  • знать цифры до 100 и уметь записывать их;
  • обладать достаточно развитой мелкой моторикой, чтобы свободно передвигать бусины на абакусе;
  • хорошо разговаривать, быть готовым к активному общению.
Читайте также:  Музыкальные игры для развития малышей – весело и полезно

Без этого багажа занятия будут носить скорее ознакомительный характер, и дальше игры дело не пойдет. Во всяком случае, ребенок ничего не потеряет, если начнет заниматься в возрасте 5–6 лет или даже позже. Освоить технику счета на абакусе может и взрослый — это доказывает растущее число преподавателей ментальной арифметики, успешно прошедших курсы. Но именно в детском возрасте обучение даст наилучшие плоды, положительно повлияв на формирование и развитие когнитивной базы человека в будущем.

Не пытайтесь форсировать события, не ждите от ребенка быстрых чудес. Секрет успеха методики в регулярных тренировках на протяжении длительного времени.

Как проходят занятия?

Программы в школах ментальной арифметики, предлагающих свои услуги в каждом крупном городе, обычно рассчитаны на 2–3 года, но могут занять и больше времени. Все зависит от того, насколько успешно будет продвигаться обучение, и каких результатов хочет достичь ребенок (или его родители). Двух лет регулярных тренировок для детей достаточно, чтобы в совершенстве овладеть сложением, вычитанием, умножением и делением на воображаемом абакусе. Более сложные операции — работа с отрицательными числами, возведение в степень и извлечение корня — осваиваются на третьем году посещения школы. Перерывы в обучении, например, на время летних каникул, могут замедлить прогресс. Каждая программа делится на несколько курсов длительностью от 3 до 6 месяцев, с возрастающей степенью сложности.

Занятие всегда начинается с разминки, включающей несложные задачки на логику, загадки. Малыши, пришедшие на обучение впервые, проходят несколько этапов знакомства с абакусом:

  • рассматривают, изучают его строение, обсуждают, на что он похож;
  • учатся правильно двигать указательным и большим пальцами костяшки (в этом помогают игры, например, детки изображают клешни краба, смыкая и размыкая пальчики);
  • запоминают бусины, обозначающие те или иные цифры.

Разнообразных пособий по ментальной арифметике очень много, они предлагают интересные ассоциации для запоминания функций костяшек верхнего и нижнего рядов. Например, четыре нижние бусины на спице называют «друзьями», а одну верхнюю — «братом». Эти персонажи помогают детям запоминать цифры и формулы. Для сравнения: в Древнем Китае они назывались соответственно «земля» и «небо». После каждой порции теории, объясняющей новую тему (формулу), следует блок заданий, призванных закрепить ее, отработать на счетах. Именно эта часть работы выполняется учащимся дома.

Занятия с абакусом в классе часто перемежаются играми, танцами, рисованием, изготовлением поделок. Причем танцевальные движения дети совершают в определенном порядке. На большом экране, которым оборудован кабинет, мелькают разноцветные геометрические фигуры и другие знаки, обозначающие то или иное па. Музыка, поначалу спокойная, постепенно ускоряется, и ребята должны успевать реагировать на быстро меняющиеся сигналы. Рисование тоже не вполне обычное: проводить линии и раскрашивать фигуры нужно одновременно правой и левой руками. Благодаря такой смене деятельности и переключению внимания дети не устают от занятий.

Читайте также:  Средний вес и рост ребенка в возрасте 4 месяца: таблица для мальчиков и девочек

Что нужно для домашних занятий?

Учитывая дороговизну обучения на специальных курсах, многие родители пробуют освоить прогрессивный метод быстрого счета в домашних условиях. Это вполне реально, но, прежде чем начинать, нужно продумать, какие материалы потребуются для занятий.

Полный комплект учебных пособий для освоения азов ментальной арифметики может включать:

  • сам абакус;
  • комплект учебников;
  • комплект рабочих тетрадей;
  • набор флеш-карт, на которых изображены комбинации костяшек на счетах, соответствующие определенным цифрам;
  • ментальная карта — абакус, нарисованный в натуральную величину на плотной бумаге и служащий переходным звеном между настоящими счетами и воображаемыми;
  • обучающее видео, которое можно найти в интернете бесплатно или купить в комплекте с остальными материалами.

Цены на полный набор варьируются от 5 до 10 тыс. руб., что делает даже домашние занятия доступными далеко не всем. Но есть и хорошая новость: для того, чтобы ребенок понял принцип ментальной арифметики и начал отрабатывать новые навыки, достаточно одного абакуса. Остальное успешно компенсирует родительская изобретательность:

  • самим нарисовать флеш-карты и ментальную карту или вообще обойтись без них;
  • распечатать из интернета зеркальные раскраски для тренировки периферического зрения и синхронизации полушарий мозга;
  • выстроить идеальную систему заданий для конкретного ребенка и корректировать ее в зависимости от его потребностей, пересмотрев несколько видеоуроков из разных источников.

В учебниках и рабочих тетрадях нет никакой секретной информации: там всего лишь систематизированы элементарные принципы расположения бусин на спицах абакуса и приведены задания для закрепления каждого из них. Все это сопровождается яркими картинками, чтобы деткам было веселее учиться. Взрослый в состоянии во всем этом разобраться самостоятельно и организовать для своего ребенка индивидуальный курс, главное — соблюдать регулярность занятий. В специальных кружках дети занимаются обычно по два часа 1 раз в неделю, а дома длительность уроков может быть меньше, но устраивать их можно чаще, определив для этого конкретные дни и удобное время.

Чтобы ребенок не увлекался скоростным сложением и вычитанием абстрактных цифр, что, по мрачным прогнозам скептиков, приведет к потере логического мышления, предлагайте ему классические задачи на сложение и вычитание с участием предметов реального мира: яблок, ворон и тому подобного.

Взвесив все за и против знакомства ребенка с ментальной арифметикой, можно прийти к выводу, что попробовать, несомненно, стоит. Подобные упражнения будут полезны не только детям, но и взрослым, причем необязательно доводить скорость устного счета до рекордных показателей. Даже кратковременные, но систематические занятия на абакусе положительно повлияют на работу мозга.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Зыбин Максим Александрович/ автор статьи

Профессиональный медицинский стаж более 12 лет.
Врач высшей категории.
Эксперт статей на сайте: Ds45-Teremok.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинские советы о методах диагностики, способах лечения и профилактики заболеваний