Нормы развития ребенка в 6 месяцев

Полгода – это полпути к первой годовщине в жизни ребенка. К тому времени малыш почти наверняка научится ходить самостоятельно и произнесет первые слова. Но каким он стал уже сейчас? И что уже должен уметь ваш ребенок в возрасте 6 месяцев?

Ловкий, быстрый, неугомонный

Полугодовалый возраст весьма непрост для родителей. Это пора, когда малыш учится сидеть, ползать, знакомится с новой пищей, у него лезут зубки, проявляются первые черты будущего характера. Сейчас за ним нужен, как говорится, глаз да глаз.

Физическое развитие ребенка в 6 месяцев идет быстрыми темпами. Еще недавно он только мирно сопел в кроватке, а сейчас его не удержать на месте. Сегодня он может порадовать родителей весьма богатым багажом двигательных навыков:

  • Полугодовалый ребенок совсем не хочет просто лежать на животике. Гораздо интереснее подниматься на ручки, вертеть головкой в разные стороны, орудуя при этом игрушкой, пытаться продвинуться вперед (пусть даже по-пластунски, но все же).
  • На спине лежать совсем скучно. Ребенок активно переворачивается на животик и обратно (может даже «ползти» такими «перекатами»), пытается садиться, даже вставать у опоры.
  • Большинство детей в этом возрасте могут некоторое время сидеть с опорой у спины, уверенно держа голову. Однако не стоит насильно высаживать малыша, если он еще не держит спинку сам. Особенно это касается девочек. Такая нагрузка может привести к деформации костей малого таза, что в будущем негативно скажется на родах. Но и для мальчиков это не слишком полезно, поскольку может привести к искривлению позвоночника.
  • При поддержке под мышки ребенок упирается ножками в опору и может осматриваться по сторонам.

В шесть месяцев ребенок уже в состоянии добраться до любой части квартиры (будет он «пластаться», «перекатываться» или «пропрыгивать» на лягушачий манер – не важно). Поэтому теперь вам нужно побеспокоиться о его травмобезопасности: закрепить ковры, чтобы они не ерзали по полу, поставить заглушки на розетки, ограничители – на двери, постоянно следить, чтобы на полу не было никаких мелких предметов, которые можно проглотить, опасных жидкостей, препаратов и т. д. Маленький исследователь сейчас не понимает чувства опасности.

Достижения психомоторной сферы

Развитие умственных и моторных способностей малыша все больше синхронизируется. Он ищет все новые способы взаимодействия с предметами и людьми, учится мыслить и достигать цели:

  • Улучшается координация и моторика ручек, глазомер: ребенок одинаково умело держит предметы разных размеров, правой и левой ручкой, может стучать ими о поверхность или друг о друга, играть с несколькими предметами одновременно, бросать их.
  • Ребенок учится брать предметы не только «пятерней», но также используя вытянутый большой пальчик, поднимать упавшую игрушку.
  • Умеет брать маленькие предметы и детали.
  • Старается найти новый способ использования предметов, деловито и сосредоточенно изучая последствия каждой манипуляции (постучать, нажать, бросить, покрутить). Особый интерес крохи вызывают сейчас кнопочки, звоночки, клавиши, музыкальные книжки, с помощью которых можно «добывать» разные звуки.
  • Полугодовалый ребенок – настоящий «познайка». Ему сейчас интересно все, что его окружает и происходит вокруг: лица, животные, вещи, техника, мебель, звуки, действия, явления. Его мышление стремительно развивается. Сейчас уже проявляются некоторые черты характера: упрямство, целеустремленность, настойчивость в достижении цели. Ребенок снова и снова пробует освоить какой-то навык.
  • Кроха понемногу развивает память. Он способен узнавать некоторые предметы, соотнося с тем названием, которое слышит от родителей. И если спросить, «где мячик?», ребенок повернет голову в нужную сторону или начнет искать глазами, если не увидит перед собой.
  • Сейчас ребенок умеет выражать желания с помощью жестов: тянет ручки, чтобы его взяли, тычет рукой в сторону нужного ему предмета. К тому же, младенец начинает активно копировать наши действия. Если мама перед ним, например, захлопает в ладошки, он ей ответит тем же.
  • Ребенок уже может понимать простейшие причинно-следственные связи: если колокольчик потрясти – он зазвенит, если мячик бросить – он подпрыгнет, если захныкать – придет мама.
  • Окружающих людей грудничок в этом возрасте воспринимает как причину происходящих действий, поэтому – внимание! – делает «успехи» в манипулировании родителями. Чтобы не вырастить избалованного эгоиста, уже на этом этапе важно показывать ребенку, сколько всего он может сделать сам.
Читайте также:  Как устроен человек: развивающие занятия для детей

Яркий мир эмоций

Обычно эмоции помогают малышам развиваться во всех сферах. Что же новенького происходит с малышом в эмоциональном плане?

  • Понимая разницу между людьми и неодушевленными предметами, с игрушками ребенок ведет себя гораздо менее эмоционально. Хотя при этом любимыми игрушками он может увлекаться до получаса.
  • Малыш может отчетливо проявлять как радость, так и недовольство. Он умеет по-настоящему раздражаться, кричать, хмуриться, если у него пытаются отнять какой-то предмет или не дают желаемое, но при этом будет радостно лепетать, если с ним общаются или играют взрослые.
  • Среди знакомых людей карапуз уже разделяет родителей и родственников.
  • К этому возрасту малыш должен уметь выражать ласку, нежность к родным людям: обнимать, прижиматься, класть головку на плечо или даже целовать.

Немало положительных эмоций может вызвать у вашего чада игра с изменением положения тела. Покружите его, поприседайте с ним на руках, поднимайте вверх и опускайте, переворачивайте вниз головой (если не боится). Польза от таких забав двойная: дитя и удовольствие получает, и параллельно вестибулярный аппарат развивает. А умение держать равновесие необходимо в том числе для освоения навыка ходьбы.

Совершенствуются восприятие и речь

Эти две сферы тоже во многом взаимосвязаны. Речевые реакции обычно возникают на что-то (или кого-то) увиденное или услышанное. К тому же, развитие тактильных ощущений напрямую стимулирует речевые центры мозга.

Каковы умения – или достижения – полугодовалого младенца?

  • Ребенок видит предметы намного четче и детальнее, чем раньше, с расстояния не менее 6 метров. Он хорошо различает все основные цвета.
  • Координация между глазами и руками позволяет довольно быстро находить нужный предмет, оценивать расстояние до него, хватать.
  • Пытаясь получить тактильную информацию о свойствах предметов, малыш отправляет их в рот, облизывает, покусывает.
  • Кроха может опытным путем установить, какие из предметов издают звуки, и извлекать затем эти звуки нужным способом.
  • Уже способен различать довольно тихие и отдаленные звуки: скрип двери, звук шагов из соседней комнаты, мамин голос на кухне, шелесты, шорохи, шуршание, журчание воды, шепот. При этом он чутко реагирует на приближающиеся шаги матери, поворачивая головку в их сторону.
  • Лепет полугодовалого грудничка уже имеет тональную и интонационную окрашенность. Он может «лопотать» тише или громче, медленнее или быстрее, радостно или недовольно, брать высокие или низкие «ноты».
  • Лепет как способ речевой коммуникации ребенок активно использует для привлечения к своей персоне родительского внимания. Причем по тону «высказываний» уже можно определить, хочет ли он внимания, на ручки, покушать, поиграть, либо его что-то беспокоит, нервирует.
  • Звукослоговые цепочки сейчас становятся все сложнее. При этом кроха с удовольствием «снимает речевую кальку» с речи родителей. Малыш сосредоточенно и внимательно изучает мимику и артикуляцию взрослого, чтобы потом повторить. Главное, чтобы мама показывала, как она говорит, медленно и четко, активно артикулируя.
Читайте также:  В первый класс – с энтузиазмом: как заинтересовать ребенка изучением математики?

Особенности ухода

Обычные уходовые процедуры остаются неизменными (купание, использование кремов, воздушные ванны, смена подгузников и т. д.).

Новшества в уходе за малышом обусловлены, прежде всего, следующим:

  • Сейчас у него режутся зубки, стало быть, ротовая полость очень уязвима для всевозможных инфекций. Поэтому необходимо будет часто мыть грудничку ручки, часто делать влажную уборку в доме, обрабатывать игрушки, чтобы максимально обезопасить ротик от проникновения микробов.
  • В этот период малыш начинает получать свой первый прикорм, знакомится с новой пищей. Поэтому становится важна гигиена полости рта: нужно чистить зубки (или десны, если зубки пока не прорезались) специальной мягкой щеточкой.
  • С целью облегчения прорезывания зубов нужно обзавестись специальным прорезывателем (особенно эффективны охлаждающие).
  • Уровень развития крохи на 6 месяце жизни таков, что просто купание его может не вдохновить. Важным приобретением сейчас становятся игрушки для купания (пищалки или брызгалки), которые тоже следует постоянно содержать в чистоте.

Полезные игры и упражнения

Для деток до года всегда полезны упражнения, направленные на укрепление мышц, развитие координации и равновесия. Для полугодовалых карапузов подойдут такие:

  • Сейчас ребенок учится сидеть, поэтому полезно на некоторое время высаживать его в позу «по-турецки», когда ножки согнуты впереди и соединены в стопах. Сначала мама поддерживает малыша за спинку, но постепенно поддержку уменьшают, давая возможность крохе удерживать равновесие, укрепляя позвоночник и мышцы туловища.
  • Освоению вертикальной позы и укреплению ног способствуют низкие приседания. Малыша высаживают так, чтобы он присел на корточки. Как только он встает – его снова присаживают на корточки. Можно повторить несколько раз.
  • Для укрепления мышц ног и тазобедренных суставов полезно поднимать прямые ножки ребенка вертикально вверх в положении лежа на спине. При этом ножки придерживают в районе колена. Поднимают сначала по очереди, затем вместе. Повторяют по несколько раз.
  • Координацию хорошо развивает катание у папы на шее (или качание на согнутой маминой ноге). Можно также посадить малыша напротив себя и покатать с ним мячик друг другу.

Итак, преодолена половина пути до годика. Но это не значит, что освоена половина навыков – дальше кроха будет развиваться еще более стремительно. Задача родителей – постоянно быть рядом на этом пути, поддерживать, помогать, быть добрыми наставниками и любящими, заботливыми хранителями детского покоя.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Зыбин Максим Александрович/ автор статьи

Профессиональный медицинский стаж более 12 лет.
Врач высшей категории.
Эксперт статей на сайте: Ds45-Teremok.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинские советы о методах диагностики, способах лечения и профилактики заболеваний