Логопедическая гимнастика для своевременного развития речи ребенка

Для того чтобы научить ребенка своевременно и правильно говорить, вовсе не нужно быть профессиональным логопедом. Да и занятия такие должны состоять далеко не только из одних логопедических игр. Есть упражнения для развития речи маленького ребенка, которые можно делать дома.

Что входит в понятие «развитие речи»?

Речевые навыки у ребенка не могут развиться сами по себе. Они становятся логическим продолжением его общего развития – как физического, так и умственного. Вестибулярный аппарат, мелкая моторика, мышление, память, чувство ритма, правильное дыхание, активное речевое окружение – все это непременные спутники своевременного и правильного развития речи дошкольника.

Зачастую отставание в развитии речи наблюдается у детей, которым просто не уделяется достаточное внимание в семье: с ними мало говорят и играют, они чувствуют себя одинокими, неумехами, становятся замкнутыми, озлобленными. Ведь за их речевую «мешанину» над ними насмехаются их сверстники, не имеющие проблем с говорением. А это потянет за собой неизбежные проблемы социализации и комплексы в будущем.

Поэтому для полноценного развития речи ребенка ему важно обеспечить все предпосылки:

  • благополучное окружение (нервная обстановка, частые стрессы обязательно затормозят кроху в речевом плане);
  • родительскую любовь, заботу, поддержку – в такой атмосфере малыш будет чувствовать себя спокойно и защищенно, а это одно из главных условий его гармоничного развития в целом (развития речи – в первую очередь);
  • активную речевую среду (желательно, чтобы носители языка использовали его правильно, без дефектов и ошибок, обогащали интонациями и эмоциями);
  • развитие артикуляционного аппарата (голоса, дыхания, губ, языка, щек, челюстей);
  • развитие моторики, особенно мелкой – она напрямую связана с речевыми центрами мозга;
  • правильное развитие слуха, в том числе и фонематического;
  • развитие чувства ритма – это поможет ребенку в будущем правильно организовывать свою речь;
  • обогащение словарного запаса – оно должно происходить постоянно, именно так речь малыша будет живой, постоянно развивающейся.
Читайте также:  Комплекс артикуляционных упражнений для постановки звука С

Да, пунктов в этом списке получилось немало, и значение каждого нельзя недооценивать. Ведь и ребенок развивается комплексно – одновременно совершенствуя навыки ходьбы, координации, мышления, ловкость, гибкость. При этом он постоянно растет, у него меняются зубы, происходит множество других процессов. И в эту «историю» должна гармонично вписаться развивающаяся речь. Только так.

Логопедия

Здесь речь пойдет об аспектах, напрямую касающихся развития органов речи. Чтобы четко, правильно произносить звуки, малыш должен иметь подвижные и развитые мышцы губ, языка (в том числе и подъязычной уздечки), нижней челюсти, щек, отработанную силу речевого выдоха.

Ребенка важно научить придавать губам и языку определенные положения, быстро их менять в процессе говорения. В работе по правильному звукоизвлечению активно участвуют челюсти и щеки. Если они зажаты или не развиты, чистых и четких звуков не произнести. А если слабо «поставлено» дыхание, ребенку вообще будет сложно что-либо внятно сказать. Как вариант – он начнет говорить на вдохе, захлебываясь и «съедая» слова.

Развить эти навыки у ребенка поможет комплекс упражнений артикуляционной (логопедической) гимнастики. Более подробно об этом рассказано в нашей статье на эту тему.

Логопедические упражнения – это только малая часть мер, которые помогут ребенку говорить правильно и чисто, строить распространенные предложения, правильно интонировать. Только применяя весь комплекс развивающих игр, можно добиться наилучшего эффекта.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Зыбин Максим Александрович/ автор статьи

Профессиональный медицинский стаж более 12 лет.
Врач высшей категории.
Эксперт статей на сайте: Ds45-Teremok.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинские советы о методах диагностики, способах лечения и профилактики заболеваний