Как в школах организованы подготовительные занятия для будущих первоклассников

Первый класс – важнейшая веха в жизни ребенка. А от того, насколько он подготовлен интеллектуально и морально, насколько усидчив, способен адаптироваться, во многом будут зависеть дальнейшие школьные успехи. Проверить и подтянуть уровень этой готовности помогут подготовительные занятия для будущих первоклассников.

Важный этап

В чем же важность подготовительной работы? Можно ли обойтись без таких занятий? Если есть возможность их посещать – лучше ею воспользоваться.

  • Чаще всего подготовкой дошкольников занимается тот педагог, который будет первым учителем. Ребенок имеет возможность познакомиться с ним, найти общий язык. Педагог дает первые представления о правилах поведения в школе, режиме занятий (урок и перемена).
  • Группы обычно набирают из тех детей, которые затем будут ходить в один класс. То есть у дошкольника есть время подружиться с будущими одноклассниками, привыкнуть к новому коллективу.
  • Ребенок попадает в свою будущую школу, свою классную комнату, имеет возможность освоиться с планировкой здания, что также немаловажно: столовая, туалет, учительская, кабинет директора, гардероб, спортзал, актовый зал – все эти точки важно уметь найти быстро.
  • В процессе подготовительных занятий для будущих первоклассников педагог может оценить уровень каждого ребенка, изучить особенности его психоэмоциональной и когнитивной сфер, помочь усвоить материал, которым дошкольник не владеет или владеет недостаточно, освоить нужные навыки.

Вывод прост: для ребенка, пришедшего в первый класс после подготовительного этапа, вопрос адаптации практически не стоит. Он готов к дальнейшей работе на том уровне, который требуется от первоклассника, не тревожась о новом коллективе, новых правилах, новом наставнике, не боясь выглядеть неумехой, заблудиться в здании и т. д.

Что делают на этих занятиях?

Занятия для будущих первоклассников начинаются, само собой, с того, что педагог представляется детям, старается познакомить их между собой, знакомится со своими подопечными сам. Далее в игровой форме учитель выясняет уровень развития каждого ребенка. Смотрит (а затем корректирует) на степень развития общего кругозора и речи, знания букв, цифр, навыки чтения, счета, умение запоминать стихи, вести диалог и строить ответ, работать в прописях, держать ручку правильно, сидеть за партой ровно.

Основные дисциплины, которые составляют программу подготовки детей к первому классу, это основы грамоты, развитие речи и математика. Занятия проходят преимущественно в игровой форме, чередуясь с веселыми физкультминутками.

На уроках математики детей учат:

  • считать (прямой и обратный счет, порядковый счет);
  • писать цифры;
  • анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать;
  • мыслить образно, фантазировать;
  • быть внимательными, запоминать информацию;
  • работать с геометрическими фигурами, их размерами, цветами;
  • различать понятия «один», «много», «мало», «больше», «меньше», «равно»;
  • знать и использовать знаки простых математических действий;
  • строить последовательность чисел (на увеличение и уменьшение) или предметов;
  • ориентироваться в пространстве, в том числе на тетрадном листе;
  • ориентироваться во времени (знать части суток, число и порядок дней в неделе, недель в месяце, месяцев в году, времена года, иметь понятие о часах и минутах);
  • делить геометрические фигуры на части, составлять фигуры из частей;
  • знать предыдущие и последующие числа (для каждого числа из первого десятка);
  • понимать состав каждого числа до 10;
  • соотносить цифру с количеством обозначаемых ею предметов;
  • знать простые единицы измерения (килограмм, сантиметр, литр);
  • находить сходства и различия предметов или их групп;
  • сравнивать числа первого десятка;
  • сравнивать предметы по их размеру, площади, цвету, форме;
  • видеть закономерности или их нарушения;
  • складывать и вычитать.
Читайте также:  Как максимально обезопасить пребывание детей на улице?

На занятиях по основам грамоты и развитию речи дети учатся говорить, слушать, воспринимать информацию зрительно и на слух, расширяют словарный запас, а также получают следующие знания и умения:

  • связно выражать свои мысли, отвечать на вопросы, спрашивать, размышлять вслух, делать выводы;
  • общаться на простые темы (что люблю, где побывал, что понравилось, запомнилось, с кем дружу);
  • составлять рассказ по рисункам или заданной теме;
  • придумывать свое окончание рассказа, сказки;
  • строить предложения в соответствии с правилами словообразования и словоизменения, сочетаемости слов лексически, грамматически;
  • использовать сравнения, близкие и противоположные по значению слова;
  • пользоваться союзами, обобщающими словами, знать их значение;
  • знать фамилии, имена членов семьи, их профессии, адрес проживания, свой возраст;
  • правильно штриховать, обводить, дорисовывать, правильно держать ручку и управлять ею, выдерживать наклон знаков при письме;
  • выполнять по образцу графические задания;
  • знать буквы, отличать гласные от согласных;
  • пользоваться русским алфавитом;
  • понимать, на какую букву слово начинается и заканчивается;
  • иметь представление о слогах;
  • определять ударный слог;
  • определять на слух местонахождение звука в слове;
  • писать простые буквы, отдельные элементы сложных;
  • распознавать ложные фразы, речевые ошибки, исправлять их;
  • определять положительные и отрицательные черты характера;
  • выражать свои впечатления, отношение к чему-либо;
  • объяснять чувства героев произведений.

Не ограничивайте подготовку ребенка к школе только этими дисциплинами. Развитие художественных, хореографических, вокальных, артистических способностей, спортивные занятия, изучение окружающего мира при условии, что они не перегружают дошкольника, только помогут при обучении.

Примеры заданий

У каждого педагога набор игр и заданий свой. Он зависит от программы обучения в конкретной школе, предпочтений самого учителя и корректируется в зависимости от возможностей каждого ребенка.

Приведем несколько примеров.

  • Игра «Наоборот».
Читайте также:  Как быстро выучить с ребенком стихотворение?

Дает представление об антонимах в русском языке. Учитель называет слова из разных частей речи и просит сказать это «наоборот», то есть подобрать противоположные по значению слова (громкий – тихий, день – ночь, бежать – стоять).

  • Игра «Пойми меня!».

Учит объясняться без использования речи, развивает фантазию, мимику, образное мышление. Учитель произносит на ухо одному из учеников слово, которое он должен показать пантомимой. Когда слово отгадано, к нему предлагается дополнительное задание (составить его из букв, сосчитать его звуки, слоги, назвать первый, последний или повторяющийся звук). К каждому слову – одно задание. Каждому ребенку – по одному слову для показа.

  • «Счетный конструктор».

Педагог просит детей выложить из счетных палочек несколько геометрических фигур – кто быстрее? А теперь нужно сосчитать, сколько палочек ушло на каждую фигуру. На какую больше, меньше?

  • «Что куда?».

Дети обводят разные геометрические фигуры по шаблонам на тетрадном листе: каждую фигуру – в своей части листа по указанию педагога. Например, круг – справа вверху, квадрат – слева внизу и т. д. Затем фигуры предлагается раскрасить. Вариант – дорисовать каждую фигуру до какого-либо предмета так, чтобы предметы на листе не повторялись.

  • «Кто лишний?».

Детям предлагается делиться на группы по указанному учителем количеству (по 3, по 5, по 2 и т. д.)

  • «Знаю свое тело».

Отрабатываются понятия «право» и «лево». Учитель просит дошкольников производить разные действия разными частями тела (например, поднять левое плечо, согнуть правое колено, вытянуть левую руку вперед, вытянуть правую ногу вправо, наклониться вперед, назад и т. д.).

Родители могут помочь своим детям подготовиться к школе еще до начала занятий. Работа с мелкими предметами, лепка, рисование, раскрашивание, штриховка помогут сделать самое главное – разработать кисти рук для последующего овладения навыком письма. А это – уже работа учителя.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Зыбин Максим Александрович/ автор статьи

Профессиональный медицинский стаж более 12 лет.
Врач высшей категории.
Эксперт статей на сайте: Ds45-Teremok.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинские советы о методах диагностики, способах лечения и профилактики заболеваний