Как упражнения для мелкой моторики учат ребенка говорить?

Многие специалисты отмечают, что для развития речи необходимо становление у малыша не только слуховых и зрительных функций. В формировании разговорных навыков важную роль играет двигательная активность пальчиков, которую развивают упражнения для мелкой моторики. Занятия необходимо начинать с первых месяцев жизни, потому что освоение речи происходит в самом раннем детстве. И то, что упущено в возрасте до трех лет компенсируется в дальнейшем с огромным трудом.

Зачем тренировать пальчики?

Специалисты по детскому развитию провели множество исследований и выявили интересную закономерность: формирование речи у детей происходит в соответствии с возрастом, если мелкая моторика находится в пределах возрастной нормы. Если пальчики рук отстают, то и речь развивается плохо. Такая взаимосвязь наблюдается у ребят дошкольного возраста, но по мере взросления ослабевает.

Поэтому стимулировать динамичное развитие речи рекомендуется с помощью несложных движений пальцев. Особое внимание необходимо деткам с явными нарушениями дикции, потому что у большинства из них такие движения плохо скоординированы.

Самым распространенным и доступным средством остается пальчиковая гимнастика, которая формирует целый спектр навыков: развивается умение слушать и улавливать ритм, активизируется речь, успокаивается нервная система. Подробнее о пальчиковой гимнастике рассказано здесь.

Пальчиковую гимнастику необходимо делать крохе с первых дней жизни. Выполняется она в виде массажа:

  • аккуратное поглаживание вдоль фаланги;
  • сгибание и разгибание пальцев;
  • круговые движения по ладошкам.

Когда малыш подрастет, можно переходить к минимальному набору упражнений.

От 3 месяцев до года

Крошка 3 месяцев отроду так и норовит схватить любой предмет своими цепкими пальчиками. Тактильные ощущения помогают человечку познавать мир. Чтобы совершенствовать мелкую моторику родителям необходимо покупать погремушки из различных материалов:

  • пластик;
  • дерево;
  • ткань.

Шестимесячному малышу можно вручить развивающую книжку. Прекрасным вариантом игрушки служит специальный коврик, который сшит из тканей различной фактуры и оснащен дополнительными элементами (пищалками, пуговицами, шуршалками).

В 7 месяцев, когда ребенок начинает сидеть, ему показывают первые потешки: «Ладушки-ладушки» и «Сорока-ворона». Еще одно упражнение это разрывание бумаги. Крохе выдают несколько чистых листов, и он совершает с ними любые действия: вертит в руках, мнет, шуршит, рвет. Обычно такая игра доставляет детям большое удовольствие.

В 9-10 месяцев родителям пригодится развивающий центр. Он представляет собой панель, на которой закреплены кнопки, ручки, шпингалеты, диски.

От 1 года до 3 лет

В этом возрасте развитию мелкой моторики уделяют гораздо больше внимания. Родителям следует проявить чудеса изобретательности, чтобы занятия проходили в форме увлекательной игры. И дополнительно вооружиться тряпками и щетками, чтобы убирать последствия.

  1. Водные прятки. На дно большой миски укладывают несколько игрушек и наполняют ее теплой водой. Задание: достать игрушку. Даже годовалые дети легко справляются с задачей, если вода прозрачная. Но стоит добавить в миску темной гуаши, и упражнение становится сложнее.
  2. Пенные забавы. Во время купания добавьте в ванну пену. Продемонстрируйте, как из пены с помощью пальцев рук создают шарики, квадраты, другие фигуры. Бросьте в ванну несколько игрушек, попросите малыша достать на ощупь определенную фигурку.
  3. Рисуем пальчиками. Упражнение подходит даже маленьким деткам, потому что для рисования не потребуются кисточки. Набор юного художника это пальчиковые краски и ватман. Обмакните палец малыша в баночку и проведите им по бумаге. А дальше кроха с удовольствием подхватит игру.

От 3 до 6 лет

Дети старше 3 лет уже способны повторять движения вслед за взрослыми. Поэтому в этом возрасте специалисты рекомендуют использование пальчиковой гимнастики. Все задания выполняются, сидя за столом.

  1. Разминка. Ребенок укладывает кисти на стол, ладошки смотрят вниз. Затем двигает пальчиками, попеременно соединяя и раздвигая их.
  2. Приветствие. Дети соединяют сначала большие пальцы рук, потом указательные, средние, безымянные и мизинцы. Упражнение проводится под счет «один, два, три».
  3. Коза-дереза. Малыши с раннего детства знают эту игру. Но в этот раз комбинацию из пальцев «коза» придется сложить им.
  4. Зайка-побегайка. В комнате включают настольную лампу, свет направляют на стену. Взрослый показывает, как из пальцев соорудить фигурку, тень которой похожа на зайца. Большой палец, мизинец и безымянный соединяются вместе, а указательный и средний поднимаются. Малыш пробует соорудить такую же конструкцию.
  5. Дерево. Ребенок поднимает руки вверх, ладони повернуты к себе. Взрослый дует на детские ручки, изображая ветер, а малыш шевелит пальчиками, будто веточками. Упражнение выполняют в течение 2 минут.
  6. Пальчиковые шаги. Ребенок «перешагивает» пальчиками по отметкам на листе. Обычно задание сопровождается ритмичным стихотворением.
  7. Графические упражнения. Детям дается задание с помощью карандаша обвести фигурку, продолжить узор или дорисовать картинку.

Правила проведения занятий

Специалисты настаивают на проведении развивающих занятий с маленькими детьми. Они разрабатывают методики, придумывают упражнения и выпускают книги. Но успех сосредоточен в руках родителей, которые ежедневно занимаются воспитанием своего чада. Чтобы занятия приносили пользу и радость необходимо соблюдать правила:

  1. Гимнастика для пальчиков всегда проводится в игровой и шутливой форме. Нельзя превращать их в рутину, а тем более криками заставлять заниматься. Маленький человек может навсегда потерять охоту к учебе.
  2. Занятия проходят под неусыпным контролем взрослых. Нельзя оставлять малыша наедине с мелкими предметами, красками и бумагой. Ведь любопытные создания норовят все попробовать, понюхать, послушать.
  3. Результат становится заметен только при регулярных занятиях. Комплекс упражнений проделывают не менее трех раз в неделю. Тренировка в среднем продолжается 10-15 минут.
  4. Взрослым необходимо терпеливо показывать движения пальчиков. Мало дать крохе карандаш или краски. Следует объяснить и продемонстрировать, как этим пользоваться.
  5. Детские специалисты проводят индивидуальные и групповые занятия по развитию мелкой моторики. Малышам часто нравится заниматься в коллективе. Логопед составляет тренировку так, чтобы получить максимальный эффект. Особенно важны занятия со специалистом для детишек с речевыми дефектами.

Движение — это жизнь

Динамичное развитие —  целый комплекс показателей. Это формирование речевых и коммуникативных навыков, мелкой и крупной моторики. Важно уделять внимание и умственному, и физическому воспитанию.

Общая моторика развивает координацию движений, укрепляет корсет позвоночника, способствует динамичному росту. У детей со слабой двигательной активностью снижена работоспособность, желание познавать мир. Нарушения общей моторики создают предпосылки для появления речевых дефектов.

Развивают возможности тела интересные и простые движения:

  • наклоны;
  • бросание мяча;
  • прыжки на месте;
  • ходьба по ступеням;
  • катание на велосипеде;
  • движение назад на пятках;
  • стояние на одной ноге.

Дети всегда подражают взрослым. Поэтому задача родителей не только во время занятий правильно показывать движения. Очень важно в повседневной жизни правильно и грамотно говорить, быть внимательным, направлять деятельность малыша. Ведь все умения, которые усваивают дети в раннем возрасте, служат основой к дальнейшему приобретению жизненных навыков.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Аватар
Зыбин Максим Александрович/ автор статьи

Профессиональный медицинский стаж более 12 лет.
Врач высшей категории.
Эксперт статей на сайте: Ds45-Teremok.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинские советы о методах диагностики, способах лечения и профилактики заболеваний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: