Как проводить гимнастику с ребенком 5 месяцев?

Ежедневная гимнастика для 5-месячного ребенка становится еще более полезной, чем была ранее. В этом возрасте малыш активно осваивает целенаправленные движения, чувствует, что с помощью движения может получить какое-либо удовольствие – схватить яркую игрушку, услышать мелодичный звук качнувшейся неваляшки, дотянуться до пустышки, затянуть в рот заинтересовавший его предмет. Эти целенаправленные движения и следует поощрять во время проведения гимнастики.

Что малыш уже умеет?

В 5 месяцев дети умеют выполнять следующие движения:

  • переворачиваться со спины на живот и обратно;
  • тянуться за игрушкой, брать, удерживать и бросать ее;
  • тянуть в рот большой палец ноги, придерживая ногу одной или обеими руками;
  • брать двумя пальчиками мелкие предметы и тянуть их в рот;
  • сидеть в позе лягушки при поддержке взрослого;
  • уверенно опираться на прямые ноги при поддержке взрослого, отталкиваться ногами и «подпрыгивать» с помощью взрослого.

Что предстоит освоить в ближайшее время?

Пришло время для формирования умения ползать на животе и умения самостоятельно садиться. Научившись ползать, грудничок приобретает некоторую свободу передвижения, а научившись садиться – более широкий обзор и возможность полноценно пользоваться руками. Оба этих умения благоприятно сказываются на интеллектуальном развитии грудничка и на формировании его характера. Однако не стоит форсировать события.

Нельзя сажать ребенка более чем на одну минуту до того, как он научится самостоятельно садиться и произвольно падать на бочок из положения сидя.

Мышцы спины, пресса и шеи грудничка должны достаточно окрепнуть, чтобы создавать надежную поддержку для позвоночника. Это особенно важно для умения сидеть. Преждевременная статическая нагрузка на позвоночник может привести к его искривлению.

С чем сочетать упражнения?

Комплекс упражнений для 5-месячных грудничков рассчитан именно на укрепление опорно-двигательного аппарата, на улучшение координации движений и на профилактику плоскостопия. Однако следует помнить, что одновременно с физическим и физиологическим развитием грудничка происходит его тактильное, интеллектуальное, эмоциональное, эстетическое и вербальное развитие. Поэтому гимнастические упражнения полезно сочетать с массажем и сопровождать разговором с ребенком.

При проведении массажа полезно читать малышу потешки, но во время гимнастики разговор скорее должен напоминать доверительную беседу с младенцем. Побуждая ребенка к какому-либо действию (например, оттолкнуться ножками от ладони взрослого), полезно называть это действие, а также называть имя малыша. В 5 месяцев грудничок уже способен запоминать слова и связывать их с конкретными действиями. После успешного выполнения действия ребенку надо предоставить устное и тактильное поощрение: похвалить словами, погладить, тем самым закрепляя в подсознании младенца ситуацию успеха.

Читайте также:  Возрастные сложности с артикуляцией звуков русского языка у детей

Когда нужно проводить гимнастику?

Длительность гимнастики может варьироваться от 15 минут до получаса в зависимости от самочувствия и настроения малыша.

И гимнастику, и массаж можно проводить только при хорошем настроении ребенка, иначе особого толку от них не будет.

Следует отложить гимнастические упражнения, если грудничок плохо себя чувствует. Даже болезненное прорезывание зубов является противопоказанием для силовых упражнений. Легкий поверхностный массаж и упражнения на координацию движений можно продолжить по настроению и самочувствию младенца.

При повышенной температуре следует отменить гимнастику вообще.

Лучшее время для занятия гимнастикой – утром после пробуждения (легкий массаж, упражнения на координацию движений), примерно за час до обеда (силовые упражнения, массаж для улучшения пищеварения) и незадолго до сна перед вечерним купанием (согревающий поверхностный массаж, массаж лица, упражнения на координацию и мелкую моторику).

Комплекс упражнений

Все упражнения, которые вы выполняли с грудничком ранее, надо продолжить. Они по-прежнему актуальны. Но пришла пора добавить и несколько новых.

  • Учимся садиться.

Положите грудничка на спинку. Вложите свои большие пальцы малышу в ладошки. Он обязательно ухватится за ваши пальцы, сжав кулачки. Слегка потяните вверх, помогая ребенку сесть. Первые несколько раз младенец будет просто держаться за ваши пальцы. Но довольно скоро он поймет, в чем дело, и с удовольствием будет помогать вам мышцами рук и пресса. Упражнение можно повторять 5-10 раз, пока малышу это нравится. За одно занятие можно сделать 2-3 подхода, перемежая их другими упражнениями и массажем.

  • Упражнение для профилактики плоскостопия и укрепления мышц ног.

Для упражнения понадобится гимнастическая палка. Обхватите грудничка ладонями вокруг груди и поставьте на ножки так, чтобы палка проходила под сводом стоп. Выполните 5-10 приседаний, опирая ножки грудничка на палку. Это упражнение обычно не очень нравится грудничкам, поэтому кроху надо отвлекать разговором. После выполнения приседаний полезно сделать массаж «восьмерку» и стимулировать хватательный рефлекс на ножках.

  • Учимся ползать на животе.
Читайте также:  Комплекс артикуляционных упражнений для постановки звука С

Положите грудничка на живот. Перед ним положите игрушку – для начала так, чтобы ему чуть-чуть не удавалось дотянуться до нее рукой. Привлеките внимание ребенка к игрушке. Согните его ножки в коленях и подставьте под стопы ладонь в качестве опоры. Слегка подтолкните малыша ладонью. Когда ребенок дотянулся до игрушки и взял ее, важно прекратить упражнение и вместе с малышом порадоваться его успеху. Ни в коем случае не забирайте игрушку, чтобы продолжить упражнение. Уже в этом возрасте ребенку полезно видеть, что его усилия приносят результат. В следующий раз положите игрушку подальше, чтобы нужно было сделать 2-3 толчка ногами. Когда грудничок хорошо научится толкаться двумя ногами, переходите к поочередным толчкам левой и правой ногой.

  • Упражнения на первичное планирование действий.

Положите малыша на живот, перед ним чуть правее разместите яркую погремушку – так, чтобы малышу было удобнее дотянуться до нее правой рукой. В следующий раз положите погремушку слева. Довольно скоро малыш научиться определять, как ему легче добыть желанную игрушку. С большинством детей такое же упражнение можно выполнять и на ножки: возьмите ребенка подмышки спинкой к себе и поставьте на ровную поверхность, сбоку положите погремушку и привлеките к ней его внимание. Если малыш не потянулся ножкой к погремушке – не беда, некоторых детей это упражнение не привлекает с первого раза. Через пару недель можно попытаться снова. В дальнейшем можно располагать игрушку на большем расстоянии, чтобы стимулировать ребенка сделать несколько шагов.

Полезно включать комплекс гимнастических упражнений в режим дня ребенка, выполняя его ежедневно в одно и то же время. Это позволяет сформировать у малыша полезные условные рефлексы. Отдельные упражнения можно выполнять в любое время, главное – чтобы и вам, и ребенку это было приятно. Регулярные занятия гимнастикой оказывают чрезвычайно благотворное влияние на общее развитие грудничка.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Зыбин Максим Александрович/ автор статьи

Профессиональный медицинский стаж более 12 лет.
Врач высшей категории.
Эксперт статей на сайте: Ds45-Teremok.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинские советы о методах диагностики, способах лечения и профилактики заболеваний