Как пальчиковые игры способствуют развитию малышей до года?

Мелкая моторика очень важна для развития мозга. Педиатры заметили, что когда мамы занимаются пальчиковыми играми с малышами до года, дети раньше начинают говорить, быстрее осваивают конструкторы и другие занятия, требующие смекалки и хорошей координации движений. О том, что воздействие на кисти рук очень полезно, люди догадались еще в древности. В Японии и Китае обязательными игрушками грудничков были орехи или шарики из глины, которые младенцы перекатывали в ладошках. В России все мамы играли с малышами в «Ладушки» и «Сороку-белобоку».

Зарядка для пальцев

Природа заложила в кисти рук новорожденных большую силу – они могут долго висеть, ухватившись за мамины пальцы или перекладину. Зато ловкость и подвижность пальцев развиваются со временем, и задача родителей – помочь в этом малышу. Время упускать нельзя, иначе руки так и останутся неуклюжими, неспособными к тонкой работе. Любые тренировки дадут результат только в том случае, если занятия начинаются в нужном возрасте. Гибкость спины гимнасток формируется с детства, а если этим видом спорта заняться впервые в 40 лет, кроме травмы позвоночника, вы ничего не получите. Ручки малыша до года хорошо откликаются на тренировки, потом развивать их будет намного сложнее.

Пальчиковая гимнастика направлена на развитие подвижности и координации всех фрагментов кисти. На первых занятиях все движения выполняет мама – она массирует ручки малыша, разминает каждый пальчик. Ласковые прикосновения настолько приятны, что вскоре и сам младенец захочет потрогать одной ручкой другую, наощупь исследовать сложные очертания. Даже во сне работа не прекращается: ребенок задевает ладошкой гладкую простынку, твердую спинку кроватки, а в крошечный мозг поступает информация об окружающем мире.

Ребенок рождается со сжатыми в кулачки ручками. Насильно разгибать пальчики не нужно, подождите примерно 2 месяца – и он сам покажет вам ладошки. С этого момента начинайте осторожно поглаживать кисти. Потом массаж усложняется: мама поочередно сгибает и разгибает каждый пальчик, растирает его по направлению от кончика к ладони. Если ребенок сопротивляется, не применяйте силу, отложите занятия на некоторое время. Если малыш постоянно недоволен вашими действиями, обратитесь к педиатру – он проверит, нет ли каких-нибудь нарушений в строении кистей, и укажет на ваши ошибки. Когда все в норме, массаж грудничку нравится: новорожденный в основном узнает мир наощупь, и мамины прикосновения для него очень важны.

Зарядка для рук обязательно должна сопровождаться песенками или стихами. Недостаточно просто комментировать движения: если в словах нет ритма, малышу быстро станет скучно. Грудничок быстрее научится двигать пальчиками в такт рифме, ему будет проще запомнить последовательность действий. Когда младенец научится сидеть, дайте ему кубики и постарайтесь вместе построить домик. Это упражнение развивает координацию, умение брать предметы и ставить их в нужное место.

Совет

Пение нравится детям больше, чем ритмичная речь. Постарайтесь подобрать на все стихи подходящие мелодии и при занятиях не говорите, а пойте текст.

Польза пальчиковых игр для грудничка

Связи между участками мозга новорожденного еще не полностью сформированы. От правильной работы правого полушария зависят творческие способности, левого – мышление. Обе части должны работать согласованно и быть одинаково развиты, только тогда малыш и вовремя заговорит, и будет понимать чужую речь. Иногда родители замечают, что малыш хорошо слышит, понимает обращенные к нему вопросы и просьбы, но почти ничего не говорит. Если с речевым аппаратом все нормально, скорее всего, есть проблема с развитием соответствующего участка мозга. Речь формируется в правом полушарии, которое связано с левой рукой. Если родители слишком увлеклись тренировкой рабочей кисти, а про вторую забыли, нужно срочно исправить эту ошибку.

Читайте также:  Речевой слух – что это и как работает?

Слабые мышцы младенцев можно тренировать массажем и упражнениями, но как активизировать развитие содержимого черепной коробки? Есть очень простой способ – пальчиковые игры. При этих занятиях вы развиваете не только руки грудничка, при движении пальчиков в организме происходят очень важные процессы:

  • расслабляются все мышцы;
  • активизируется внимание;
  • развивается мышление;
  • формируются связи, необходимые для сложной деятельности;
  • развивается фантазия и способности к творчеству.

Упражнения пальчиковой гимнастики необходимы также для формирования контакта с родителями, они подготавливают ребенка к совместной деятельности. Когда вы просто рассказываете малышу сказку или поете песенку, он не участник, а зритель. А вот во время занятия гимнастикой для рук происходит постоянное общение, тесный контакт с мамой. Ребенку нужно внимательно слушать и наблюдать за вами, чтобы правильно выполнить свою задачу. Эти способности понадобятся ему и для игр с другими детьми, и для занятий спортом, и при выполнении различных работ.

Совет

Дети очень нетерпеливы, 5 минут ожидания автобуса или очереди в детской поликлинике для них превращаются в пытку. Если ожидание затягивается на полчаса, начинаются капризы и истерики. Как только заметили, что малыш заскучал, займите его пальчики делом, и время пролетит незаметно. Таким же способом можно отвлечь его, если ребенка заинтересовал опасный предмет или он хочет побежать на заполненную машинами улицу.

Как правильно проводить пальчиковую гимнастику?

В первую очередь маме нужно понять, что даже младенец понимает настроение самого близкого человека. Во всех источниках говорится, что занятия должны нравиться ребенку, доставлять ему радость. Но не всегда уточняется, что интерес должен быть обоюдным. Если женщина механически проговаривает потешки, а мысли ее заняты составлением отчета для начальника или меню на сегодняшний обед, ничего хорошего не получится. На несколько минут отключитесь от всех проблем, играйте увлеченно и весело.

К игре нужно хорошо подготовиться. Если мама, читая стишки для пальчиковых игр, после первой строчки начнет искать листок с текстом или побежит доставать из ящика необходимую для сюжета игрушку, занятие пройдет зря. Выключите телевизор, поставьте телефон на беззвучный режим, чтобы ничто не могло вас отвлечь. Не забывайте хвалить ребенка, когда он хорошо выполнил задание. Даже если занятие прошло неудачно, найдите повод поощрить малыша. Делать замечания не нужно – если хотите указать на ошибку, превратите ее в шутку, чтобы и вам, и грудничку стало весело.

Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы пальчиковая гимнастика надоела малышу. Сосредоточиться на каком-то деле он может не больше 5 минут. Начните с этого промежутка, через месяц можете увеличить время до 10 минут. Если заметили, что грудничок зевает, смотрит по сторонам, прекратите занятие. Назойливость может вызвать такое отвращение к пальчиковым играм, что малыш начнет прятать от вас ручки. Есть и другая причина, по которой нельзя слишком затягивать занятия. Это вам гимнастика для рук кажется легкой забавой, а ребенку она дает огромную нагрузку на мозг. Нервное перенапряжение очень опасно для младенца – переключите его внимание на другую деятельность, чтобы в голове все систематизировалось, разложилось по нужным участкам. Ранний возраст – лучшее время для усвоения информации, но поступать она должна небольшими порциями.

Читайте также:  Что такое ритмика и в чем ее польза для развития детей?

От простого к сложному

Занятия должны быть разнообразными и соответствовать возрасту ребенка. Вы можете надеть на ручку малыша 3 месяцев медведя для игрушечного кукольного театра, долго объяснять ему, как пошевелить лапками и головой животного, и в результате получите только слезы. С 2 месяцев до полугода младенец еще не способен к подобным действиям, он может похлопать в ладоши, помахать ручками, потрогать и взять какой-то предмет. В это время можно играть с ним в потешки для самых маленьких: «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Лапки-царапки». Сначала все сложные движения выполняет мама, взяв ручку грудничка своей рукой, и постепенно ребенок начнет выполнять движения сам.

После 6 месяцев ребенок может уже самостоятельно повторять движения за мамой. Сначала жесты должны быть однотипными, чтобы малыш не запутался. Когда рассказываете стишок про собачку, ладонь поставьте горизонтально, выпрямите все пальцы, большой поднимите вверх, он будет изображать ушко. Мизинцем нужно шевелить вверх и вниз, будто собачка лает. Если направить на руки лампу, на стене появится тень, напоминающая собачью голову, такой эффект очень заинтересует малыша. В игре «Лошадка» нужно постукивать рукой по столу, изображая движение коня. Сначала хлопаем всей кистью, а когда пальцы достаточно разовьются, можно шевелить каждой «ногой» по отдельности.

Когда заметите, что ребенок хорошо усвоил простые пальчиковые игры и умеет выполнять движения самостоятельно, можете переходить к более сложным сюжетам, предназначенным для детей раннего возраста. Игра «Елочка» потребует от ребенка внимания и умения хорошо владеть пальцами. Когда и этот этап вы освоите, можно переходить к сказке «Теремок». Для представления вам понадобятся игрушечные звери, которых мама будет ставить на стол в нужное время.

В магазинах можно найти много реквизита для игр. Миниатюрные сказочные персонажи надеваются на пальчики одной или двух рук. Разыграйте представление, где они беседуют, танцуют, убегают один от другого. Если у малыша хорошо развита фантазия, ему не понадобятся никакие дополнительные приспособления. Поднимите средний палец, а остальные 4 поставьте на стол. Пред вами лошадка с хвостом, она может бегать, скакать, катать всадника, если 2 пальца второй руки оседлают тыльную сторону ладони. Мама с малышом могут устроить и соревнования рысаков, и путешествие верхом, а с детьми постарше – рыцарский турнир.

Рисунок 1. Шаблоны из бумаги (курочка ряба)

Приобретите или сделайте сами игрушки, требующие точных движений пальцев:

  • пирамидки;
  • кубики;
  • конструкторы;
  • небольшие шарики разной фактуры;
  • кармашки и сумочки с различными застежками.

Пальчиковые игры для малышей не ограничиваются годовалым возрастом. Когда ребенок станет старше, нужно подбирать более сложные и интересные сюжеты и продолжать занятия. Со временем малыш начнет развивать кисти другими способами – он займется рисованием, конструированием, рукоделием. Когда заметите, что предложение поиграть пальчиками не вызывает интереса, можете прекратить. Но если вдруг пятилетний ребенок сам захочет поиграть в «Ладушки», ни в коем случае не отказывайте ему: мамино внимание и контакт с ней нужны детям в любом возрасте.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Зыбин Максим Александрович/ автор статьи

Профессиональный медицинский стаж более 12 лет.
Врач высшей категории.
Эксперт статей на сайте: Ds45-Teremok.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинские советы о методах диагностики, способах лечения и профилактики заболеваний