Интересные настольные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Настольные игры для детей и взрослых — не что иное, как симуляция жизни, маленькая модель какого-то из ее проявлений. Это может быть мир экономики или волшебства, путешествие по космическим просторам или по листку в клеточку. Подобно книгам и интернету, «настолки» могут быть не только развлечением, но и мощным развивающим средством. В увлекательной форме они дают новые знания в самых разных областях, эффективно тренируют память, логическое мышление, внимание, реакцию, учат выстраивать стратегии и взаимодействовать с другими игроками.

Настольные игры как инструмент для обучения

Изучая, какие бывают детские настольные игры, и выбирая подходящую, нужно ориентироваться на несколько общих критериев. Хорошая игра должна:

  • подходить ребенку по возрасту;
  • содержать достоверную информацию, без опечаток и ляпов;
  • изготавливаться из безопасных материалов;
  • вызывать интерес и положительные эмоции у малыша;
  • иметь удобную упаковку для хранения и транспортировки.

При соответствии всем этим параметрам развивающий эффект от обучающей игры обеспечен. А какие знания и навыки получит ребенок — будет зависеть от ее содержания и цели.

В каком возрасте можно начинать

Знакомить малыша с настольными играми можно начиная с 2 лет (под контролем родителей). В этом возрасте дети непоседливы и не могут подолгу концентрироваться на чем-то одном, но яркая мозаика или пазл с крупными деталями способны занять его на длительное время, в течение которого будет интенсивно работать мозг. Разбирая картинку на несколько частей, а потом пытаясь ее собрать, ребенок незаметно для себя будет совершенствовать:

  • мелкую моторику;
  • логическое мышление;
  • воображение.

Игры, предполагающие наличие противника, можно практиковать с 3–4 лет. Здесь хорошо себя зарекомендовали многочисленные детские варианты лото и домино.

Играя с малышом, например, в домино, не оставляйте его первое время одного: пусть на его стороне играет один из родителей, а соперником будет другой. Это поможет ребенку чувствовать себя защищенным, пока он не привык играть сам за себя.

Какие бывают игры для детей

Все современные «настолки» можно разделить на несколько крупных категорий в зависимости от характера игрового поля, необходимых деталей, фигурок; от количества участников и задач, которые перед ними ставятся. Есть игры, стилизованные в соответствии с полом ребенка: например, обычные шашки, где вместо черных фишек — розовые, предназначены специально для девочек. Игры для мальчиков предполагают спортивную или автомобильную тематику.

Ходилки

Каждый игрок выбирает себе фишку, которая будет передвигаться по клеточкам на карте согласно числу, выпавшему на игральной кости. Поле может быть оформлено в духе известных сказок или мультфильмов, содержать дополнительные задания для участников, поэтому чем больше детей играет, тем интереснее.

Победа или поражение в ходилке чаще всего зависит от удачи, а не от сообразительности противников, но бывают и исключения. Например, в популярной стратегической игре «Монополия для детей» (Monopoly Junior) и ей подобным («Марракеш», «Моя веселая ферма», «Зоолоретто», «Дети Каркассона») ребенку нужно тщательно продумывать каждый свой шаг. Развиваются умение планировать, оценивать риски и выгоду, просчитывать действия соперников.

Лото

Главное преимущество игры — возможность наполнить ее огромным количеством полезной информации. Если самым маленьким предлагается заполнять готовые карточки с изображениями овощей, цветов, рыб, птиц, то детям 7–8 лет будет интересно играть в тематические лото, составленные для них педагогами, — литературное, математическое, по иностранному языку. Любой предмет с помощью этой игры можно подать в увлекательной соревновательной форме.

Домино

Детская версия домино — с рисунками вместо точек на костяшках. Обычно на них изображаются животные, сказочные персонажи, растения, виды транспорта. Нужно выкладывать костяшки таким образом, чтобы одинаковые картинки соприкасались друг с другом. На первый взгляд ничего сложного, но чтобы выиграть, ребенку придется, исходя из имеющихся у него сочетаний картинок, анализировать, какие фишки могут быть у противника, а каких нет. Прикидывать, сколько одинаковых изображений уже выложено, а сколько еще осталось. Все эти подсчеты нужно производить быстро, держать в голове возможные комбинации и не выдавать эмоций противнику. Игра тренирует память, устный счет, логическое мышление и учит владеть собой.

Шашки, шахматы

В традиционные игры с использованием стандартного игрового поля — шашки, шахматы, нарды — при желании можно начинать играть с 6 лет. Они хороши тем, что подходят для любого уровня развития, а сложность игры увеличивается вместе с ростом мастерства игрока. Это проверенные временем средства для тренировки логического мышления, памяти, стратегического планирования.

Пазлы

Это одна из игр, которые остаются интересными детям в любом возрасте. Если малышам в 2 года подойдут картинки, разрезанные на 4 части, то дошкольникам в 5 лет рекомендуется собирать пазлы из 40–60 деталей размером не менее чем 3х3 см. Картины из самых мелких частей можно предлагать детям в возрасте 7–9 лет. Головоломка развивает внимание, усидчивость, терпение, мелкую моторику, воображение.

Игры с бумагой и карандашом

Самые ценные и интересные игры не продаются в магазине. Они разворачиваются на листочке в клеточку с помощью карандаша, а участников, как правило, двое.

  • Крестики-нолики. В классическую версию с полем 3х3 клетки можно играть с 4-летним малышом, а есть и более сложный вариант, заставляющий попотеть даже взрослых. Его суть в том, что поле игры не ограничено, а в ряд нужно поставить 5 крестиков или ноликов. Развивает внимание, скорость реакции, логику.
  • Танчики. Простая и очень азартная игра. Лист бумаги нужно сложить пополам, каждый участник, не показывая другому, на своей половине рисует заданное количество «танчиков»: два овала друг на друге, снизу большой, сверху — маленький. Лист разворачивается — это поле для игры. Первый участник рисует одному из своих танков «дуло», а на его конце делает жирную точку. Лист снова складывают пополам и с нажимом заштриховывают эту точку с обратной стороны бумаги. Поле разворачивают и находят появившийся на стороне противника отпечаток. Цель — чтобы он оказался на одном из вражеских танков, который считается подбитым и стрелять уже не может. Дуло можно рисовать в любую сторону, прикидывая, какой «танчик» получится достать. Игра развивает глазомер и смекалку.
  • Быки и коровы. Играть можно с младшего школьного возраста. Участники берут по листку бумаги, и каждый загадывает одно слово из заданного количества букв (например, из 4). Начинающий произносит вслух и записывает на своем листке любое другое 4-буквенное слово. Если какая-то из букв есть в загаданном слове и стоит на том же месте, соперник объявляет: «Один бык». Если буква совпадает, но стоит на другом месте, он говорит: «Одна корова». Если вообще нет попаданий, значит «нет быков, нет коров». Постепенно, называя все новые и новые слова, игроки на основе ответов противника выявляют отдельные буквы. Цель — первым разгадать слово оппонента. Игра развивает память, логическое мышление, расширяет словарный запас.

Настольные игры с реальными соперниками, а не с бездушным компьютером или невидимым оппонентом приносят детям огромную пользу. И дело не только в тренировке высших психических функций. Ребята получают ценный опыт: они узнают, что такое радость победы, и учатся достойно переносить поражения.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Аватар
Зыбин Максим Александрович/ автор статьи

Профессиональный медицинский стаж более 12 лет.
Врач высшей категории.
Эксперт статей на сайте: Ds45-Teremok.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинские советы о методах диагностики, способах лечения и профилактики заболеваний