Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы у дошкольников

Большинство родителей, уделяя много внимания развитию мышления и речи у детей, забывают о важности становления эмоционального аспекта юной личности. Упражнения и игры на эмоции уже в дошкольном возрасте позволяют выявить и вовремя исправить возможные проблемы в умении ребенка выражать свои чувства, а также адекватно реагировать на чувства других.

Почему это важно?

Человек намного раньше начинает испытывать эмоции, чем говорить и думать. Если малыш чем-то недоволен — он кричит, порой доходя до истерики, а когда радуется — смеется и машет ручками. Такое поведение можно наблюдать и у взрослых при условии, что эмоции слишком сильные – настолько, что человек, подобно ребенку, не в состоянии их контролировать. Но это не значит, что главная задача педагогов и родителей – научить детей внешней сдержанности, достойной советского разведчика.

Заниматься развитием эмоциональной сферы дошкольников необходимо, чтобы:

  • научить лучше понимать себя и окружающих, воспитать социальную восприимчивость, эмпатию;
  • дать верное направление формирующейся системе общепризнанных ценностей (доброта, отзывчивость и сострадание должны гармонично сосуществовать с развитием таких востребованных сегодня качеств, как лидерство, упорство, стрессоустойчивость);
  • сделать более продуктивным процесс усвоения любых других умений и навыков благодаря адаптации к условиям обучения.

Кроме того, ученые выявили прямую связь между уровнем эмоционального интеллекта человека, то есть способности правильно понимать чувства, желания, намерения других людей и свои собственные, с его успешностью и даже уровнем дохода.

По возможности избегайте ограничений в естественном поведении ребенка: не запрещайте ему громко смеяться, кричать или плакать, если это позволяют внешние условия. Привычка к подавлению эмоций ведет к психическим расстройствам.

Примеры игр на изучение основных эмоций

Мир окрашен для человека эмоциями с самого рождения, и чем старше становится ребенок, тем более яркие и разнообразные чувства он способен испытывать. Говоря о необходимости  развития эмоциональной сферы, обычно имеют в виду работу с выражением негативных чувств:

  • гневом,
  • обидой,
  • разочарованием,
  • завистью,
  • страхом.

Уметь справляться с ними действительно важно не только для дошкольников, но и для взрослых, и чем раньше человек этому научится, тем более устойчивой будет его психика. При этом нельзя забывать и о положительных, светлых эмоциях — радости за себя и за других, благодарности, сочувствии. Они должны находиться в равновесии с негативными или даже преобладать над ними, от этого зависит, будет ли личность цельной, а человек — счастливым.

Калейдоскоп настроений

Знакомство с психологическими играми лучше всего начинать с обзора базовых эмоций. Ведущий предлагает дошкольникам рассмотреть несколько карточек с фотографиями детей: улыбающихся, смеющихся, плачущих, сердитых, удивленных, озадаченных и так далее. Пусть малыши попробуют разобраться, обсудить, что чувствует герой на каждой фотографии, предположить, чем может быть вызвано его настроение.

Примерь на себя

Игра продолжает предыдущую. Взрослый спрашивает детей, какие из представленных эмоций испытывали они сами и в каких ситуациях, какая карточка лучше всего передает их настроение сейчас. Дошкольникам поочередно дается возможность высказаться, сначала по желанию, потом — по просьбе ведущего. Пример более активных ребят заразительно действует на остальных, поэтому упражнение не только учит распознавать эмоции, но и помогает преодолеть робость.

Если кто-то из детей молчит и не хочет отвечать — не нужно настаивать. Скорее всего, мысленно он участвует в игре и примеряет разные эмоции на себя, но стесняется говорить вслух.

Боксер

Выплеснуть гнев для малыша иногда бывает важнее, чем для взрослого. Уставшему от сдерживаемого недовольства человеку психологи рекомендуют побить боксерскую грушу. Подобное упражнение полезно и детям начиная с младшей или средней группы. В роли груши выступает газета: два ребенка растягивают широкий лист и крепко держат его, а третий со всей силы бьет в центр. При этом разрешается выкрикивать фразы, например: «Злость, уходи!» или «На, получи!». Если ребенку хочется просто покричать, без слов, это тоже допускается. В роли держащих газету и боксеров поочередно выступают все дети.

Если газета рвется слишком легко — увеличьте количество слоев. Скорее всего, это потребуется, когда дети будут играть по второму кругу.

Читайте также:  Какой должен быть рост и вес у ребенка к 3 годам жизни?

Сундучок на замок

Это мирная альтернатива бурному проявлению накопленной внутри негативной энергии, описанной в предыдущей игре. Дети садятся в круг, а ведущий по очереди подходит к каждому из них с сундучком (небольшой коробкой, желательно украшенной соответствующим образом), чтобы малыши шепотом поведали в приоткрытую крышку все свои возможные неприятности и обиды. Чтобы участников не смущала тишина, нужно включить спокойную музыку. Когда все переживания будут собраны, ведущий объявляет, что магический круг замкнулся, а замочек закрылся, и все плохое осталось внутри. Сундучок истратил всю свою энергию и отправляется на подзарядку, после чего снова будет готов к работе.

Телевизор

Творческая игра, которая подойдет ребятам в подготовительной или даже в старшей группе. Для нее понадобится картонная рамка, которая и будет изображать телевизор. Один из участников встает перед остальными и наводит экран на лицо, изображая при этом какую-либо эмоцию: страх, радость, печаль, удивление, восторг. Остальные должны определить, что же сегодня показывают по телевизору. В зависимости от количества детей нужно задать определенный лимит настроений. Например, если участников много, пусть каждый показывает только одну эмоцию, стараясь не повторяться. Если взрослый играет с одним ребенком, то сначала показывает несколько настроений сам, а потом предоставляет такую возможность малышу.

Старшие дошкольники по желанию могут превратить телевизор в театральную сцену и разыгрывать маленькие сценки, а зрители будут обсуждать, какие эмоции были у героев и почему.

Робот

Игра похожа на предыдущую, но задача здесь более сложная: теперь задуманные чувства разрешается передавать только с помощью рук и тела, без участия лица. Ведущий участник объявляется человекоподобным роботом, у которого отключились лицевые мышцы, и теперь его настроение можно определить только по позе и движениям. Упражнение поможет детям научиться лучше понимать язык тела.

Любопытно попробовать два варианта игры: с коробкой на голове, изображающей робота и закрывающей лицо, и без нее. В первом случае участники смогут незаметно хмуриться или улыбаться, и тогда им проще будет синхронизировать нужную эмоцию с движениями. Без коробки ребенку придется сохранять нейтральное выражение лица, это затруднит задачу и ведущему, и отгадывающим.

Предложите зрителям не просто называть эмоцию, которую они видят, а «подписать картинку» — то есть как бы придумать заголовок к фотографии: «Ура, мне купили велосипед!» или «Мою машинку сломали, как я зол!»

Маски для человечка

Упражнение развивает эмпатию. Нужно схематично нарисовать смешного человечка с пустым кружком вместо лица и подготовить для него несколько масок по размеру с самыми разными выражениями. Ведущий  рассказывает, что происходит с героем, а дети меняют ему маски в зависимости от того, какие эмоции, по их мнению, он испытывает.

Например: «Человечек  выглянул в окно и увидел, что светит солнышко! (маска-улыбка). Вдруг он услышал, как кто-то плачет (удивление, растерянность). Оказалось, что это плачет девочка, она потеряла куклу (печаль). Человечек выскочил из дома и помог ей найти куклу (радость). Важно, чтобы дети осознали, что люди испытывают печаль, когда кому-то грустно, и радость, когда их помощь приводит к положительному результату.

Читайте также:  Как развивать эмоционально-волевую сферу ребенка дошкольного возраста?

Зато!..

Умение переносить разочарования для психики — все равно что закалка для физического здоровья человека. Эта игра учит находить положительные моменты даже в неприятных ситуациях и подходит для дошкольников разных возрастов.

Ведущий показывает малышам карточку с изображением печального персонажа (например, зайчика) и рассказывает, что зайка грустит, потому что все его братья и сестры пошли гулять, а его оставили дома. Задача детей — «утешить» героя, найти несколько причин для радости, начиная со слова «зато»: «Зато теперь тебе никто не мешает смотреть телевизор» или «Зато ты теперь один съешь все конфеты». Когда ведущий посчитает, что поводов для хорошего настроения набралось достаточно, вместо карточки с грустным зайчиком появляется изображение веселого.

С детьми постарше удобно использовать описанного выше нарисованного человечка с набором заготовленных эмоций. Если масок не хватает, ребята могут дорисовать их сами и менять по своему усмотрению.

Музыкальное настроение

Даже младенцы, не умеющие говорить, радуются веселой музыке и способны расплакаться от грустной. Это неосознанные эмоции, которые не поддаются контролю. А как понимают настроение музыки дошкольники? Пусть они прослушают небольшой отрывок и поделятся, какие чувства он навевает: веселье, печаль, страх, ощущение праздника, игривость, торжественность, напряженность, холодность. Упражнение способствует не только обогащению эмоционального опыта, но и развитию образного мышления.

Магия интонации

Ведущий нейтральным тоном произносит какое-нибудь слово или короткую фразу, например: «Ага», «Ну вот и все», «Придет серенький волчок» или любую другую. Дети по очереди должны повторить фразу, используя при этом разные интонации, обозначающие радость, грусть, страх, удивление, угрозу и тому подобное. Остальные должны понять, какую именно эмоцию имел в виду говорящий и оценить, насколько верно он ее изобразил. Игра развивает способность передавать и распознавать эмоции, а также учит владеть выразительными средствами голоса.

Обсуждайте с ребенком услышанную музыку и в повседневной жизни, задавайте вопросы по его любимым мультфильмам и сказкам. Малышу будет приятно поделиться своими переживаниями, а вы больше узнаете о том, как он умеет понимать эмоции.

Вы поедете на бал?

Повышенная эмоциональность дошкольников объясняется тем, что они по-детски импульсивны и еще не умеют сдерживать внешнее выражение своих чувств. Эта старинная игра учит контролировать порывистые действия, максимально удерживая внимание на поставленной задаче.

Ведущий объявляет правила: «Черное, белое не носить, да и нет не говорить», после чего задает первый вопрос: «Вы поедете на бал?» Участник должен ответить: «Поеду». Далее ведущий задает различные вопросы, пытаясь спровоцировать игроков на произнесение запретных слов: «Вы наденете белое платье или черное?», «Вы будете есть на балу мороженое?», «Какими фигурами вы будете играть в шахматы?» Ребята должны выкручиваться, быстро находя слова-заменители или уходя от ответа. Постепенно их бдительность ослабляется, и игрок, который ошибся, становится ведущим.

Несколько десятков лет назад дети легко обходились без специальных игр — понимать эмоции других людей и свои собственные им помогал богатый опыт живого общения. Современные дошкольники, подростки и, что немаловажно, их родители все больше уходят в виртуальный мир, вся гамма их настроений умещается в стандартный набор смайлов. Именно поэтому нужно уделять внимание развитию эмоциональной сферы в дошкольном возрасте, иначе проблемы начнутся, когда дети превратятся в подростков. Причем ключевую роль здесь должны играть не педагоги и воспитатели, а родители, семья.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Зыбин Максим Александрович/ автор статьи

Профессиональный медицинский стаж более 12 лет.
Врач высшей категории.
Эксперт статей на сайте: Ds45-Teremok.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинские советы о методах диагностики, способах лечения и профилактики заболеваний