Где и как научить ребенка плавать?

Умение плавать никогда не будет лишним в арсенале навыков любого человека. Укрепление здоровья, гармоничное развитие всего организма – от кровеносных сосудов до костей – и, конечно же, страхование от смерти в воде. При попадании в воду важно уметь удерживаться на ней, задерживания дыхание. Печальная статистика последних лет указывает, что дети тонут даже в далеко не самых опасных зонах с водой. Чтобы уберечь свое дитя от опасностей и бонусом получить крепкое здоровье – учим малышей плавать.

Когда лучше начинать обучение?

Нужно ли учить ребенка плавать с пеленок? Или занятия лучше начинать, когда он подрастет и физически окрепнет? Скажем, в 2 или 3 года?

По этим вопросам ведутся дискуссии между родителями, врачами-педиатрами и детскими тренерами аквааэробики. Одни говорят о пользе таких занятий для детей, другие же утверждают их бесполезность, ненужность и то, что обучать лучше деток постарше.

Кому поверить и как правильно поступить – решать родителям. Здесь мы рассматриваем обучение младенцев и дошкольников плаванью только с позитивной стороны и с верой в то, что такие занятия для них будут исключительно полезны.

Учимся плавать с рождения

Итак, специалисты и приверженцы «раннего» плаванья утверждают, что у маленьких детей после рождения и до возраста 3,5–4 месяцев сохраняется так называемый природный рефлекс к плаванию воде. В этом возрасте занятия в воде с младенцами особенно эффективны и полезны для их здоровья. Эффективность прослеживается в следующем факте: дети находились в воде первые 9 месяцев своего существования в этом мире, и водная стихия для них – естественная среда обитания. Вода им более привычна, чем суша.

А вот каких положительных результатов можно добиться от занятий в воде и аквагимнастики:

  • улучшение иммунной системы детского организма и профилактика простудных заболеваний;
  • укрепление сосудов и всей системы кровообращения;
  • совершенствование органов дыхания – легкие в воде расправляются, увеличиваясь в объеме;
  • развивается правильная осанка благодаря расслаблению позвоночника в воде, совершенствуется опорно-двигательный аппарат;
  • дети быстрее начинают ползать, вставать на ноги и ходить;
  • укрепляются мышцы;
  • развивается выносливость;
  • улучшается психологическое состояние и общий тонус организма, поднимается настроение, повышается аппетит.

Чтобы начать занятия с младенцем, необходимо только дождаться, когда заживет ранка на пупке (после рождения на это уходит 2-3 недели) – и тогда приступайте к водным процедурам в ванной с погружением и веселым плесканием.

Плаваем

Конечно же, полноценным плаваньем то, что могут сделать груднички, назвать нельзя. Малыши держатся на поверхности воды преимущественно с помощью бережных рук родителей. И в большинстве случаев все, что они могут сделать после регулярных тренировок, – научиться держаться некоторое время на поверхности воды. Часто это от 5 до 15 минут.

Но воспитать спортсмена и крепкого пловца в планах не стоит. С возрастом ребенок усовершенствует свои навыки, когда его тело вырастет и окрепнет.

Самое важное во время тренировок с малышом – терпеливо приучать его к воде, показывая, что эта среда абсолютно не опасна для него и, более того, может подарить хорошее настроение и веселье.

Прежде чем отправиться в бассейн на занятия с профессиональным тренером, лучше всего начать самостоятельно проводить упражнения в домашних условиях, приучая кроху к воде. Плюс домашних тренировок – установление доверительного контакта между родителями и детьми.

Основные правила для занятий в ванной:

  • приготовьте для купаний большую ванну, тщательно вымойте ее и заполните водой;
  • придерживайтесь температурного режима – первые занятия должны проходить при температуре 37 градусов, потом постепенно по одной единице температуру снижают, тем самым закаляя малыша (подробнее о закаливании дошкольников рассказано здесь);
  • занимайтесь с детьми только в хорошем настроении, ласково разговаривайте с ними или пойте песенки, играйте с водой и смейтесь вместе с ребенком, вырабатывая у него позитивные ассоциации с водной стихией и купанием.

Если вы видите, что ребенок не заинтересован в погружении в воду, капризничает или плачет, то не заставляйте его купаться через силу и тем более не кричите, не погружайте в воду насильно.

Первое время родители могут сидеть в ванне с малышом, чтобы показать своим примером, что вода – это не страшно. Однако в первый месяц это лучше делать папе, пока у мамы не пройдут лохии.

Начинают упражнения с положения лежа на спине параллельно поверхности ванны. Младенца поддерживают под головку ладонью, а другой рукой – за попу или бедра. Можно начинать медленно «катать» ребенка на своих руках, немного ослаблять поддержку, чтобы малыш держался на поверхности. Аккуратно опускаем сначала одну руку, что поддерживала нижнюю часть тельца, а потом пытаемся убрать вторую из-под головки. В первое время ребенок будет начинать тонуть, и родители должны сразу же поддержать его.

Не бойтесь попадания воды в уши. С ребенком ничего не произойдет, его ушки защищены самой природой. Однако остерегайтесь попадания воды в нос и рот.

Постепенно через 5 или 15 занятий малыш научится держаться. Главное не концентрироваться на достижении результата, а получать удовольствие от общения с младенцем здесь и сейчас.

Следующий шаг – учимся плавать на животе.

Так же держим ребенка снизу. Добиваемся того, чтобы ребенок начал держать голову над водой, не рискуя плюхнуться личиком в водную гладь и захлебнуться. Придерживаем его голову четырьмя пальцами, а большой прикладываем к его ротику, чтобы избежать попадания воды в гортань. К тому же, посасывая палец родителя, новорожденный будет уютнее себя чувствовать.

В такой позе перемещаем малыша по всей ванне, словно рисуя знак бесконечности или восьмерку.

Так же учимся работать ногами. Это хорошо делать, прислоняя кроху ножками к бортику ванны. Тогда он инстинктивно отталкивается.

Ныряем

Ныряние – занятие более ответственное, однако не сложное. Умение нырять и задерживать дыхание – важный жизненный навык, который сбережет ребенка от опасности утопления. Приучая к нему младенца, нужно строго придерживаться инструкции.

  1. Учимся задерживать дыхание. Чтобы заставить ребенка это сделать, нужно просто интенсивно подуть ему на личико, тогда малыш зажмурится и инстинктивно перестанет дышать на некоторое время. В это время можно начинать говорить короткие фразы, оканчивающиеся словом «ныряем». Например, «Маша, ныряем!» и дуем на личико. Далее потихоньку поливаем лицо младенца сверху водой, говоря те же слова, – он также должен задержать дыхание.
  2. Ныряем. Когда научились задерживать дыхание, начинаем совершать короткие погружения под воду. Для начала делаем это 2-3 раза по 1 секунде, крепко удерживая кроху. После того как ребенок впервые нырнул и вынырнул, он будет растерян. Покажите ему положительную реакцию и похвалите. Постепенно время погружения можно увеличивать до 5 секунд, а их количество – до 5.

Чтобы поддерживать и развивать навык дальше, можно на дно ванны опускать игрушки или иные предметы, которые интересны малышу и которые он захочет достать. Как правило, такие игры детям нравятся.

Обучение плаванию детей дошкольного возраста

Если родители посчитали, что научиться плавать можно и в 5 лет, это не страшно. В дошкольном возрасте малыш уже сознателен и понимает, что от него хотят родители и для чего это нужно. Обучение не принесет особых проблем и пройдет легко, если ребенок не боится воды и любит в ней барахтаться и играть.

Есть два пути:

  • записать ребенка в бассейн на занятия к тренеру;
  • самостоятельно заниматься с малышом.

Во втором случае занятия лучше проводить в детском бассейне. Ребенок 3-5 лет уже не такой маленький, и учить его плавать в ванне невозможно. Ему нужно пространство.

Чтобы научить ребенка плавать, придерживайтесь следующей инструкции.

  1. Тренируем правильное дыхание и его задержку. Как правило, детки в возрасте 3-5 лет дышат животом, т. е. диафрагмой. Нужно научить ребенка дышать грудью, чтобы облегчить дальнейшее обучение.
  2. Учимся в игровой форме и с хорошим настроением, тогда ребенок охотнее усвоит родительские уроки. Родители могут встать в воде недалеко друг напротив друга и попросить ребенка доплыть к маме или папе.
  3. Научите его двигать руками и ногами, объясните законы сопротивления воды движению рук и ног. Рисуйте вместе с ним руками «сердечки», а ногами изображайте лягушку, научите отталкиваться от дна бассейна. Играйте в «поплавок» – малыш должен вдохнуть, опустить на дно, присесть, оттолкнуться и всплыть.

Обязательно страхуйте ребенка при первых его попытках плавать. Разговаривайте и объясняйте, как задерживать дыхание и зачем. Используйте плавательные очки.

Хорошо, если ребенок будет в бассейне с детьми, которые уже умеют плавать. Это мотивирует его и покажет, что все возможно. Однако не говорите малышу фраз вроде «Видишь, они умеют, а ты нет. Старайся!». Так вы заставите ребенка чувствовать себя неполноценным. Подбадривайте и говорите, что у него все обязательно получится.

Детей просто научить плавать. И как всегда главные постулаты – терпение и регулярность. Систематическое посещение бассейна не менее 3 раз в неделю и постоянные тренировки в воде обязательно дадут положительные результаты.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Аватар
Зыбин Максим Александрович/ автор статьи

Профессиональный медицинский стаж более 12 лет.
Врач высшей категории.
Эксперт статей на сайте: Ds45-Teremok.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинские советы о методах диагностики, способах лечения и профилактики заболеваний