Дети учатся, играя. «Дочки-матери» для девочек и «войнушки» для мальчиков — классические сюжетно-ролевые игры, в которых отражались представления о занятиях взрослых людей и их социальных ролях во второй половине XX века вплоть до 90-х годов, то есть в детстве сегодняшних бабушек, дедушек и родителей. Новое поколение растет совсем в другую эпоху, а значит, и игры должны быть соответствующими.
Особенности сюжетно-ролевых игр для детей разного возраста
Элементы поведения, предшествующие появлению в обиходе сюжетно-ролевых игр и копирующие действия взрослых, наблюдаются у детей в самом раннем возрасте. Уже в 1,5–2 года малыш пытается кормить свои игрушки с ложечки, укачивать их или строго отчитывать на своем непонятном языке, грозя указательным пальчиком. После 3 лет, по мнению специалистов, возможно полноценное разыгрывание различных ситуаций. Основная цель ролевых игр — привить ребенку навыки адекватного социального поведения, подготовить его к успешному взаимодействию с другими членами общества в тех или иных условиях.
Для детей 3–4 лет
Партнером для сюжетных игр с ребенком 3 лет обычно выступает взрослый. Возможен вариант, когда в игре участвуют несколько малышей под контролем воспитателя, например, в детском саду. Растущий словарный запас и все больше проявляющийся интерес к общению со сверстниками — прекрасная почва для групповых взаимодействий в рамках заданного сюжета. Дети учатся соблюдать логику игры, понимать причинно-следственные связи (кукла гуляла без шапки, заболела — ее нужно лечить), расширяют свой кругозор.
Для проведения продуктивного занятия нужно:
- подготовить реквизит — игрушки и другие предметы, необходимые для конкретной игры, отвечающие требованиям безопасности;
- распределить роли между детьми, учитывая их желание и возможности;
- подготовить сценарий, который поможет вовлечь малышей в игровую ситуацию, заинтересует их.
Одна из особенностей младшего дошкольного возраста (3–4 года) в том, что не все дети готовы раскрыться для общения. Если ребенок предпочитают только наблюдать за игрой, не стоит принуждать его к участию. Он обязательно заинтересуется и включится в общий процесс, когда будет готов к этому психологически. Длительность занятия не должна превышать 15-20 минут: по прошествии этого времени дети утомляются, притупляется их внимание.
Примеры игр для детей разного возраста
Ролевые игры для детей обязательно должны соответствовать духу времени. И если малыши в 3–4 года с удовольствием кормят и баюкают игрушки, как это делали многие поколения до них, то в 5–6 лет ребятам интересно воспроизводить в игровой форме те виды активности, которые они наблюдают в мире взрослых.
На приеме у врача
Лечить игрушки и друг друга — одно из любимых детских развлечений, в «больничку» играют и малыши 3 лет, и воспитанники подготовительной группы детского сада. Популярность игры основывается на заложенном в человеке стремлении проявить сострадание, помочь ближнему, и это желание необходимо поощрять. Для проведения игры с маленьким ребенком достаточно 2–4 игрушек-пациентов (кукол или зверят) и минимального набора медицинских инструментов:
- термометр;
- стетоскоп;
- шприц;
- бинт.
Более сложные приборы, назначения которых малыш не знает, будут сбивать его с толку, отвлекая от игры, делая ее непонятной. Прежде чем лечить заболевшую игрушку, ее нужно вместе с ребенком пожалеть, погладить, «успокоить», а после — похвалить за терпение и смелость.
В магазине
Большие возможности для сюжетных и обучающих игр дает тема магазинов. Дети очень часто наблюдают, как их родители совершают покупки, но сами в силу возраста не могут активно участвовать в этом процессе. Поэтому как младшие, так и старшие дошкольники с удовольствием воссоздают магазин в игровой форме. Сложность игры легко регулируется в соответствии с возрастной группой участников.
Для малышей 3–4 лет нужно подобрать несколько игрушек, желательно из разных категорий (кукла, машинка, пирамидка) и рассадить их на полке-прилавке. В качестве денег можно использовать фантики или пуговицы. На этом этапе важно, чтобы ребенок уяснил суть обмена и начал привыкать к формуле общения при совершении покупок, поэтому поначалу ведущую роль продавца берет на себя взрослый:
- взаимное приветствие: «Здравствуйте! Добро пожаловать в наш магазин!»;
- продавец предлагает выбрать товар: «Какую игрушку вы бы хотели купить?»;
- покупатель делает выбор: «Котенка!»;
- ведущий озвучивает цену: «Котенок стоит две пуговицы»;
- ребенок отсчитывает сам или с помощью взрослого нужное количество «денег» и забирает покупку.
Задача зрителей — внимательно смотреть концерт, подбадривать своих товарищей, аплодировать и дарить им цветы. По желанию можно ввести процедуру голосования и выбрать лучший номер. Воспитатель должен придумать несколько категорий, чтобы каждый из выступающих получил признание в одной из них. Такой подход способствует созданию праздничной атмосферы, поднимает настроение участников, стимулирует их совершенствовать свои творческие навыки.
Космонавты
Тема космоса очень популярна у детей и неисчерпаема для сюжетных игр, которые учат детей 6–7 лет командной работе, развивают воображение и чувство ответственности.
Подготовка к «космическому путешествию» включают несколько этапов:
- Постройка ракеты. Дети вместе сооружают из подручных материалов не слишком высокую кольцевую стену так, чтобы внутри поместились все участники экспедиции.
- Изготовление шлемов и кислородных баллонов. В роли последних могут выступать рюкзаки или попарно склеенные скотчем пустые пластиковые бутылки, которые закрепляются на спине с помощью лямок из шнурков.
- Сбор всего необходимого в дорогу: съестных припасов, воды, баночек для анализов почвы, веревки для выхода в открытый космос.
Чтобы сделать шлем космонавта, нужно надуть большой воздушный шар, затем плотно, в несколько слоев обмотать его пищевой пленкой и лопнуть или сдуть. В получившейся заготовке сделать прорезь для глаз и обернуть шлем алюминиевой фольгой.
Дальнейшие события развиваются в зависимости от фантазии игроков и воспитателя. Космонавты грузятся в ракету, капитан делает обратный отсчет, происходит старт – и вот дети уже летят к Луне. Но что это? Метеоритный дождь! (Воспитатель аккуратно кидает несколько мелких предметов, попадает по ракете и в ее обшивке образуется дыра). Ракета разгерметизирована, все находящиеся в ней задерживают дыхание, чтобы сэкономить кислород. Капитан, держа один конец веревки, срочно выходит в открытый космос и как можно быстрее устраняет поломку, дети втягивают его обратно. Теперь они снова могут дышать.
Долетев до лунной базы, все надевают шлемы и, изображая походку в условиях пониженной гравитации, гуляют по поверхности, собирая лунные камушки и фотографируя Землю. Затем по команде капитана дети возвращаются в ракету, и повторяется процедура старта, только теперь уже обратно, домой. В следующий раз они полетят на Марс.
После игры ребята делятся впечатлениями, а воспитатель рассказывает им интересные факты об освоении космоса человеком. Желательно показать детям исторические кадры о первом полете Юрия Гагарина, предложить им представить себя на его месте. Возможно, они захотят инсценировать его космическое путешествие вокруг Земли. Такие занятия воспитывают патриотические чувства и пробуждают тягу к героизму.
Предполагается, что сюжетно-ролевая игра должна развиваться по задуманному педагогом сценарию и выполнять заложенные в ней функции. Но самое главное — не требовать от детей неукоснительного следования формуле, а предоставить им игровое пространство и интересную тему для всевозможных фантазий и вариаций сюжета. Задача взрослого — ненавязчиво направить детское воображение в нужное русло, помочь преодолеть сложные моменты, подать новую идею, когда это нужно.