Артикуляционные упражнения для звука [р], которые можно делать дома без логопеда

Вашему ребенку уже шесть лет и он не проговаривает звук [р]? Если нет физиологических проблем – короткой уздечки, неправильного прикуса, – непослушный звук можно поставить с помощью комплекса артикуляционной гимнастики.

Трудности с [р], кроме перечисленных выше, могут быть вызваны нарушением произношения более ранних звуков, недоразвитием фонематического слуха, слабостью артикуляционного аппарата, а также поведенческими проблемами, ведь постановка данных фонем требует от крохи усидчивости. Несложные артикуляционные упражнения для звука «р» принесут вашему малышу немалую пользу.

Как мы говорим [р] и [р’]?

Для твердого [р]:

  • ставим язык за верхними зубами на бугорочки (альвеолы);
  • язык широкий (как блинчик) и расслабленный;
  • сильно подуем на кончик языка в этом положении.

При артикуляции мягкого звука рь:

  • язык не упирается в верхние зубы, находится чуть дальше на альвеолах;
  • губы находятся в более широкой улыбке;
  • звук не нужно тянуть, он должен быть коротким.

Общаясь с ребенком, следите за своей речью. Проговаривайте звуки правильно. Не ругайте малыша за ошибки.

Артикуляционная гимнастика для постановки [р]

Веселые упражнения данного комплекса помогут вашему чаду усвоить требуемое положение артикуляционного аппарата для произнесения рычащих фонем.

  • Накажем непослушный язычок. Слегка приоткрываем ротик. На выдохе шлепаем по распластанному языку губками, проговаривая Пя-пя-пя. Затем зубками: Тя-тя-тя.

  • Блинчик. Наш язычок широкий и плоский, как бабушкин блинчик. Кладем его на нижнюю губу и удерживаем, считая до десяти, обнажив верхние зубы.

  • Качели. Кончиком языка по очереди тянемся то к носу, то к подбородку, как на качелях: вверх вниз. Чтобы челюсти не двигались, можно их придержать ладошками.

  • Маляр. Теперь язычок превращается в кисточку, и ею мы покрасим потолок во рту (нёбо). Растянули губы в улыбке, открыв рот, и начали красить язычком, двигая им назад – вперед.

  • Чистим зубки. Открываем рот. Движениями языка вправо – влево чистим верхние зубы изнутри кончиком языка.

  • Грибок. Открываем рот, улыбаемся. Теперь нужно присосать язычок к нёбу. Считаем до десяти, а потом щелкаем. Покажите, какой вы сорвали грибок (игрушку или картинку).

  • Заводим моторчик. Делаем Грибочек. Ставим палец (ватную палочку) под язычок, и, произнося др-р-р-р, быстро вибрируем пальчиком. Ротик в улыбке. Чем сильнее дуем, тем громче звук.
  • Гармошка. Покажите ребенку гармошку, а затем попробуйте изобразить ее губами. Улыбаясь, нужно разинуть рот. Присосав язычок к нёбу, начинаем открывать и закрывать рот (играть на гармошке). Это хорошая тренировка для растягивания подъязычной связки.

  • Лошадка. В течение минуты цокаем языком. Рот открыт, губы улыбаются.
  • Дятел барабанщик. Растянули губы в улыбку, приоткрыли рот, язычок поместили за верхние зубки. Быстро стучим языком на выдохе по нёбу со звуком Д-д-д. Звук проговаривается с усилием, напрягаются не только мышцы языка, но и шейные, и даже плечевого пояса.

Заниматься с детьми нужно каждый день 3-4 раза по 3-5 минут, желательно сидя. За один раз выполнять не более трех упражнений, каждое необходимо повторить 5-7 раз. Задания со временем нужно усложнять, но постепенно.

Малыш должен хорошо видеть ваше лицо, лучше вместе устроиться у настенного зеркала. Можно взять небольшое зеркальце с ручкой, но тогда вы должны сидеть напротив крохи.

Как заинтересовать ребенка?

Чтобы занятия были эффективными, малютке должно быть интересно. Читаете книжку комментируйте ее, изображайте героев сказок, по ходу повествования ненавязчиво вставляйте артикуляционные упражнения. Гуляя на улице, покачайтесь язычком на качелях, проходите мимо стройки станьте малярами. Возьмите себе за правило чистить зубы не только щеткой, но и языком.

Существует определенная последовательность в разучивании комплекса артикуляционной гимнастики. Для начала вы в игровой форме рассказываете об упражнении, привлекая игрушки (гармошку, лошадку, грибок), картинки. Заодно покажите буквы. Чтобы у малыша загорелись от восторга глазки, понадобится ваше актерское мастерство. Важны интонация голоса взрослого и эмоциональный настрой. Вы скучаете ваш отпрыск тоже.

Рассказали покажите упражнение сами, да не просто так, а с восторгом. Гарантируем, что с таким же упоением малыш будет повторять за вами. Когда ребенок старается сделать все сам, следите за правильностью выполнения: если требуется, помогите чаду удерживать язык, заводить моторчик, используя соску, чайную ложку или шпатель.

Ваше золотце любит варенье? Намажьте сладким верхнюю губу; дети с удовольствием слизывают его, при этом фиксируя нужное положение языка. Фантазируйте. Если в доме живут питомцы, привлекайте их. Облизнитесь, как Барсик. У кого получится лучше? Чей язык длиннее Рекса или Дашеньки?

Используйте музыку, комбинируйте артикуляционную гимнастику для постановки звуков с движениями рук, тела. Полезны игры с водой дуть через коктейльную трубочку в стакан с водой, пускать мыльные пузыри, сдувать легкие предметы перышки, ватные шарики, кусочки бумаги. Можно задуть горящую свечку на медленном выдохе, постепенно отдаляя свечку от ребенка.

Как автоматизировать звуки [р] и [р‘] в речи

Ваш малец зарычал, но в разговоре данный звук отсутствует? Переходим к этапу автоматизации.

  1. Соединяем [р] с гласными, согласными звуками, отталкиваясь от [д] и [т]: дра, тра и т. д.
  2. Постепенно убираем начальный согласный – получаем ра, ро.
  3. Переходим к обратным слогам ар, ор.
  4. Далее к словам, одновременно учим различать твердый и мягкий звук.

Процесс автоматизации долгий, занимает несколько месяцев.

Не забывайте про артикуляционную гимнастику, когда ребенок уже рычит. Ежедневные занятия помогут вашему малышу без капризов освоить трудные звуки.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Аватар
Зыбин Максим Александрович/ автор статьи

Профессиональный медицинский стаж более 12 лет.
Врач высшей категории.
Эксперт статей на сайте: Ds45-Teremok.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинские советы о методах диагностики, способах лечения и профилактики заболеваний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: